Синдром Твигги

Ради модного поветрия «быть тощей, а значит, красивой» они мучают себя таблетками, диетами, голодом... Каждую неделю в Петербурге фиксируется один случай нервной анорексии. И не только среди молодых девушек, мечтающих быть похожими на супермодель 1960-х (при росте 169 см она весила 40 кг). В клиники города с диагнозом «истощение» поступают уже десятилетние дети.

Синдром Твигги | Женский идеал, который благодаря Твигги «таял» на глазах в 1960-е, сегодня постепенно набирает вес.<br>ФОТО DPA/PHOTAS

Женский идеал, который благодаря Твигги «таял» на глазах в 1960-е, сегодня постепенно набирает вес.
ФОТО DPA/PHOTAS

Ноль процентов жирности

Почему четырнадцатилетняя Вероника решила похудеть, до сих пор никто не понимает, – она никогда не была полной. Но за три месяца, отказывая себе в еде, девочка сбросила 15 килограммов. А дальше... Объявленная самой себе голодовка в какой-то неуловимый для подростка момент стала страшным диагнозом. Когда родители решили положить девочку в больницу, было поздно. В пятнадцать лет Вероника весила 23 килограмма.

– К нам поступают девочки, похожие на жертв концлагерей: это одни кости, с которых свисает кожица. Многих спасти, увы, не удается, – говорит врач-психотерапевт кафедры детской психиатрии СЗГМУ им. Мечникова Нина Александрова. – У меня была пациентка, которая отказалась от еды в 10 лет. Что только ни делали врачи, чтобы не дать ей умереть от голода. Сейчас ей 16. Но ее физическое и психическое развитие осталось на уровне десятилетнего ребенка. У девушки полностью атрофированы все женские репродуктивные органы...

Эксперты категоричны: нервная анорексия – это психическое заболевание, вылечить которое без помощи специалиста невозможно. В его основе лежит нервно-психическое расстройство, проявляющееся навязчивым стремлением к похуданию.

И чем больше человек худеет, тем больше его паника по поводу лишних кило, которые он постоянно у себя отыскивает. Даже в стадии крайнего истощения больной считает себя абсолютно здоровым. Все, что ему мешает в жизни, – «лишние килограммы». Такие пациенты искаженно воспринимают себя в зеркале: несмотря на ярко выраженную дистрофию, считают себя толстыми и некрасивыми.

При этом даже опытные врачи боятся диагноза «нервная анорексия», потому что его постановка чревата целым комплексом проблем. От изматывающих многодневных переговоров и уговоров ребенка и его родителей показаться психиатру до физической невозможности помочь пациенту в запущенной стадии. Кстати, смертность от нервной анорексии колеблется от 5 до 35%. Такой колоссальный разрыв объясняется просто – часто врачи в причинах смерти пациента указывают «истощение», «дистрофия», «белково-нутриентная недостаточность», только не «нервную анорексию».

Но даже для спасенных от голодной смерти болезнь не проходит бесследно. Как заметил главный врач ГКДЦ «Ювента» Павел Кротин, 100% бывших анорексичек к старости гарантирован остеопороз. И большинство впоследствии страдают от ожирения.


Страшно красивые

Кто виноват, что подростки начинают ненавидеть свою фигуру? Мода? Да, но не только...

Мину замедленного действия зачастую закладывают самые близкие люди. Довольно часто папа или мама, глядя на подрастающее чадо, вдруг да и ляпнут: «Доча, ты такую пятую точку наела! Кто ж тебя замуж такую возьмет!». Потом еще ненароком любящая бабушка или тетя с дядей добавят: «Ух ты какая пухленькая!».

Как утверждают психологи, формирование анорексии на 90% зависит от фобий и комплексов. По словам Нины Александровой, практически все пациенты с подобными диагнозами «подцепили» болезнь в семье. Она может становиться следствием недолюбленности ребенка, чрезмерной критики от сверстников. И если девочка не получала поддержку родителей, не слышала теплых хвалебных слов, в том числе в адрес своей внешности, это вполне может стать основой для формирования болезни. Причем социальный статус семей, где есть ребенок, заболевший нервной анорексией, как правило, высокий.

Распознать недуг даже близкому человеку зачастую очень сложно. Ведь, как правило, подростки, страдающие анорексией, выглядят очень целеустремленными, успешными, уверенными.

Первый звоночек, который должен насторожить родителей, – это постоянная увлеченность ребенка диетами при небольшом весе. Как правило, страдающие анорексией подростки не просто отказываются от еды. Они буквально жаждут тяжелых физических нагрузок, чтобы не поправляться, применяют всевозможные малоприятные процедуры вроде клизм и искусственной рвоты. Еще один часто проявляющийся признак болезни – человек начинает увлекаться кулинарией: готовит разнообразные блюда, кормит домашних, при этом сам ничего не ест.

И, как констатируют специалисты, беда состоит в том, что родственники больного обычно не понимают всей опасности его состояния и либо вовсе не принимают никаких мер, либо пытаются справиться с ситуацией с помощью уговоров, угроз, наказаний, что лишь ухудшает ситуацию.


Всем миром

– Когда наши специалисты рекомендуют пациенткам с отсутствием месячных и истощением обратиться к психиатру или психотерапевту, то не только подростки, но и их родители встречают это предложение в штыки, – рассказывает Павел Кротин. – Они считают, что эта проблема не «прячется» в голове. Они до последнего боятся попасть на учет «в психушку» либо уверены, что болезнь пройдет сама собой. Мы в «Ювенте» пытались организовывать бесплатные консультации для родителей с участием психологов, психотерапевтов. Дежурили каждую субботу в течение месяца. Не пришел ни один человек. Хотя случаи анорексии у подростков учащаются, и, к сожалению, многие родители приводят детей к врачам тогда, когда излечение становится чрезвычайно трудным.

Как считает Нина Александрова, помощь таким пациентам не должен оказывать один специалист. Обязательно участие психиатров, психотерапевтов, педиатров, терапевтов, гинекологов, диетологов.

Пациентами с нервной анорексией необходимо заниматься как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Задача стационара – вывести пациентов из острого состояния, на амбулаторном этапе пациенты нуждаются в хорошей психотерапевтической помощи. В противном случае рецидив неизбежен.


КСТАТИ

В мире появилась еще одна модная напасть – орторексия (болезненное пристрастие к правильному питанию). Врачи говорят, что резко возрастает количество пациентов, которые при невозможности принять «правильную», по их мнению, еду вообще перестают есть и кормить близких. Как и в случае с анорексией, орторексию можно вылечить только с помощью специалистов при поддержке близких и родных.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (5569) от 20.10.2015.


Комментарии