Шумим, братец, шумим!

Летом, господа, порой тянет на философию. Расслабленный теплым солнышком мозг, привычно поглощая потоки законодательных инициатив наших народных избранников, рождает странное желание: ну хоть бы одним глазком заглянуть в головы этих людей! Как там, интересно, у них все устроено? Ну наверняка ведь не так, как у нас, грешных? Не может же обычный, из мяса и костей, человек мыслить так э-э-э... неординарно!

Шумим, братец, шумим! | ФОТО digitalconsumator/shutterstock.com

ФОТО digitalconsumator/shutterstock.com

Наверное, я очень наивен. Законодательный процесс до недавнего времени представлялся мне действом едва ли не священным. Во всяком случае научным. Сидят где-то, думал я, в больших и важных кабинетах высоколобые эксперты и исследуют всю нашу жизнь. Перелопачивают Интернет, перелистывают газеты и журналы, анализируют многочисленные статистические отчеты и сводки. А потом, переработав это море информации, дают заключение законодателям: вот здесь, мол, и здесь в обществе назрели острые проблемы. Надо бы направить сюда силу закона. А не направите вовремя – будет, мол, то-то и то-то. Вам же потом расхлебывать.

Действительность, однако, мою стройную картину мира постоянно ломает. И возникает в голове уж какое-то полное непотребство. Вот встает утречком народный избранник, торопливо чашечку кофе выпивает (с мыслью о народе, понятное дело), надевает свой дорогой костюм, повязывает галстук, выбегает на улицу к своему служебному автомобилю, и вдруг навстречу ему – хопа! – человек с голым торсом и в тапочках-вьетнамках. Избранник, понятно, приходит в полное негодование. «Это что тут, понимаешь, такое! На вверенной мне территории! Прекратить надо это немедленно!» И, примчавшись на работу, тут же забирается на трибуну и громогласно объявляет: «Сегодня, коллеги, на повестке дня один главный вопрос: о запрете появления на улицах нашего города людей без одежды!».

И понеслось, и пошло-поехало. Шумим, братец, шумим! Дебаты до упада, споры до разрыва голосовых связок. Несколько дней такой развлекухи, тему вроде исчерпали, и вдруг – бац! – избраннику поутру попадается на глаза велосипедист. «А ну кати сюда, парень! Где твои права? Ах, нету прав?! Ну ты у меня попляшешь!» И по газам, на работу, и пулей на трибуну: «Сегодня, коллеги, главный вопрос дня – права для велосипедистов!».

Другой же его собрат по залу заседаний вдруг поднимает проблему тунеядства и требует вернуть в Уголовный кодекс соответствующую, еще советскую, статью. И никто из коллег ему не говорит: «Ты, парень, сначала в Конституцию-то загляни. Там есть право на труд, но нет обязанности трудиться». И все, вопрос был бы тут же закрыт. Но вместо этого – неделя бурных дебатов, а потом стыдливое: да, вообще-то это неконституционно...

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», – призналась великая поэтесса. Стихи-то ладно, это еще полбеды (а если такие, как у помянутой поэтессы, то и вообще слава богу). Но когда из сора рождается... другой сор (само собой, тоже не ведая никакого стыда), это уже обидно.

Один за другим плодятся диковинные законы, и с авторов их невозможно спросить: ребята, а нет ли у вас тем для обсуждения поважнее, чем голые торсы на улицах? И, главное, вы вообще думаете, кто и как это все будет исполнять, кто и за счет каких ресурсов будет контролировать исполнение?

Что касается, к примеру, региональных законов об административных правонарушениях, то полиция, как известно, протоколы по ним составлять не имеет права. Этим занимается небольшая группа чиновников из комитета по законности и правопорядку. Они должны следить и за соблюдением тишины в ночное время, и за купанием в запрещенных местах, и за торговлей без разрешения. А теперь вот – за голыми торсами. Любому понятно, что сие есть полный абсурд. Но избранники народа с упорством, достойным лучшего применения, выдают на-гора все новые и новые запреты...

Впрочем, если вдуматься, то, как советовал великий сатирик, начать надо «с консерватории». Человека без водительского удостоверения мы за руль не допустим. Не получившему медицинский диплом свое бренное тело не доверим. А вот принимать законы, по которым все мы живем (и по которым нас, между прочим, оценивают и за границей), почему-то доверяем людям с правосознанием порой просто пещерным. А что, государством управлять – плевое дело, любая кухарка, как известно, справится!

Который год я слышу: идет обсуждение «закона о законах» – нормативного акта, регламентирующего законотворческий процесс. В недавнем интервью газете «Коммерсант» министр юстиции Александр Коновалов заявил, что сейчас законопроект проходит экспертизу и скоро будет внесен в Думу. Признаюсь, предмета обсуждения я не видел, но сильно хотелось бы (мечтать не вредно!), чтобы он наконец прекратил этот позорный балаган, творящийся, между прочим, на народные деньги.

Но только кто принимать-то тот закон будет, а?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (5489) от 30.06.2015.


Комментарии