Шуберт против хоккея

Думаю, многие помнят очаровательный мультфильм «Балерина на корабле». Изящная танцовщица помогала грубым морякам победить шторм. Искусство несло спасение.

Собралась помогать искусством и я. Заключила контракт пианиста на круизном теплоходе, курсирующем по Ладоге. Первый рейс состоялся в памятные дни 16 и 17 мая сего года, когда проходили финальные игры чемпионата мира по хоккею. И первые мои выступления совпали с телетрансляцией этих матчей.

Шуберт против хоккея | ФОТО Vaclav Volrab/shutterstock.com

ФОТО Vaclav Volrab/shutterstock.com

Вхожу в помещение бара, где сидят 12 – 15 человек. Все с напряженными лицами следят за игрой. Бармен растерянно спрашивает меня: «Сделать телевизор тише?» — «Не надо, подстроюсь под ситуацию».

Менять свое расписание я не имею права. Могут и уволить. Сажусь к роялю. Беру несколько мягких арпеджио... Божественный ля-бемоль мажорный «Экспромт» Шуберта – это невесомое хрустальное piano и сплошные благозвучия.

Из зала слышится: «Сделай погромче!».

Конечно, эта реплика не ко мне. Я, наоборот, уменьшаю свое piano до шепота.

Неожиданно (или вполне закономерно) слева от меня вырастает фигура болельщика, предлагающего мне «помолчать» хотя бы двадцать минут. Отвечаю: «Я на работе!.. Но буду играть еще тише».

Ушел. Слышу, докладывает своим: «Она на работе»... В ответ молчание.

На самом деле мой рояль и вправду почти не слышен. Зато бравые российские хоккеисты забивают в эти минуты один за другим четыре гола в американские ворота. Крики сидящих в зале заглушили не только Шуберта, но и рокот двигателей теплохода, и шум волн Ладоги. Отыграв свои 60 минут, тенью вытекаю из бара. Кажется, никто этого даже не заметил.

Гораздо труднее мне было появиться на месте работы следующим вечером. Тот же бар. Заняты все стулья. На экране телевизора – Прага. Матч Россия – Канада. Первый гол уже есть. В наши ворота.

Публика в баре обменивается диалогами вроде «опять пришла...», «неужели будет играть?», а на пятой минуте (уже не Шуберта, а нежнейшей 15-й сонаты Бетховена, «Пасторальной») подходит молодая дама с едва удерживаемым от гнева лицом и говорит: «Вы могли бы не играть?».

Повторяю смиренно слова о работе.

«А где ваше начальство?» – «Не знаю...» – «Ну кто мог бы отменить ваш концерт?» (разве это можно назвать концертом?) – «Не знаю... Я здесь второй день...»

Наконец приблизился конец испытания. Бетховен сыгран. Хоккей шел к не победному для нас концу. И тут комментатор обратил внимание на какого-то хоккеиста. Так как я уже сняла руки с клавиш, то услышала: «Ему 31 год, он... Ну... Ну давай, мужик!..».

Зал вздохнул. «Мужик», видимо, «дал маху»...

Я поднялась. Повернулась к публике. Улыбнулась. Сказала: «Ну, мужик, что же ты!..». Все засмеялись и зааплодировали. Я ушла. Матч был проигран.

А музыка победила. Искусство опять принесло свои благостные плоды: люди вздохнули с облегчением! Они рассмеялись! Ведь хоккей еще будет! Будут и победы!

А пока давайте слушать Шуберта и Бетховена!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (5479) от 16.06.2015.


Комментарии