Штаб на водах

Городскую акваторию можно разделить на туристскую и ту, где экскурсионные маршруты не проложены. Тем не менее суда там проходят, в том числе и с пассажирами. И потому выглядеть она должна если не парадно, то хотя бы благоустроенно. Все эти виды – открыточные и не очень – вчера оценивали на заседании штаба по благоустройству города. Заседание было выездным в прямом смысле – четыре часа его участники провели на борту теплохода, обошедшего все основные рукава дельты Невы.

Штаб на водах | Громоздкое здание, появившееся на месте Речного вокзала, домиком-пряником не назовешь.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Громоздкое здание, появившееся на месте Речного вокзала, домиком-пряником не назовешь.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

От бывшего Речного вокзала, что на проспекте Обуховской Обороны, теплоход отправился вверх по Неве. Кстати, после сноса вокзала, здесь тоже образовалась некая депрессивная территория, которую надо благоустраивать. Осталась лишь пара причалов. У одного из них, как памятник плохой организации отдыха на воде, вот уже три недели стоит на приколе теплоход «Святая Русь». Напомним, 26 июня на судне во время рейса отказал двигатель, и почти две сотни пассажиров пережили несколько часов стресса...

– Проведение выездного заседания штаба с плаванием по Неве для нас традиционное. Нужно оценить, что сделано по приведению в порядок береговых территорий за год, какие проблемы при этом возникают, чем в первую очередь надо заниматься в ближайшем будущем, – определил цели и задачи путешествия вице-губернатор Николай Бондаренко, под председательством которого проходило заседание.

Берега Невы, что выше Речного вокзала, довольно сильно отличаются друг от друга. Это уже не туристические маршруты – сюда городские экскурсионные суда не поднимаются, и береговая линия парадной не выглядит. Хотя правый берег окаймлен благоустроенной набережной, а вот с левым – гораздо сложнее.

– Принято решение в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай построить новый мост, – бодро доложил глава Невского района Константин Серов. – Будет мост, появится и набережная.

Однако сроки строительства новой переправы весьма расплывчаты, следовательно, неясно, когда оборудуют и набережную. Что же касается благоустроенного правого берега, то там основная проблема теперь – с граффити. Набережные – одна из любимых площадок для вольных художников. Поскольку художественное качество их работ оценить трудно, произведения просто закрашивают. В результате вся стенка теперь в заплатках.

После вантового моста берега меняют свою региональную принадлежность. Левый в ведении города, а по правому раскинулся Всеволожский район Ленинградской области – любимое место для коттеджного строительства. Впрочем, и лесные участки здесь встречаются, и полузаброшенные зоны со странными конструкциями.

– Вы видите железобетонные фермы старого Володарского моста, демонтированные во время его реконструкции, которая проходила еще в советские времена, – рассказал, указывая на огромные овальные конструкции, приглашенный на заседание штаба экскурсовод. – Их перевезли сюда на понтонах, чтобы сохранить до открытия в Петербурге Музея мостов – они были бы одними из самых заметных его экспонатов. Однако музей так и не создали, теперь даже трудно установить, кому принадлежат эти фермы. Похоже, что никому.

Как выяснилось, вопрос принадлежности не только ферм, но и многих участков береговых территорий – одна из главных проблем города. Установить «балансовую принадлежность» довольно больших площадей пока не удается. Бесхозными, поскольку не убраны, выглядят и некоторые территории, находящиеся в ведении не города, а федерального центра.

– Надо составить перечень таких территорий и находить для них хозяина. Иначе вся работа по их содержанию и уборке ложится на районные администрации, а это неправильно, – распорядился записать в протокол заседания вице-губернатор.

Далее, уже в Колпинском районе, выявили другую проблему. Нева – река полноводная с сильным течением, неудивительно, что в некоторых местах, особенно где ее набережные не укрыты гранитом, берега подмывает. Эрозия почвы привела, в частности, к тому, что начинает сползать в Неву значительная часть Шлиссельбургского шоссе. Метров сто берега уже были вынуждены укреплять, но это капля в море, если оценить весь необходимый объем работ.

Заканчивается Колпинский район Усть-Ижорой. Воспользовавшись случаем, руководство района пригласило участников выездного заседания, журналистов, а через них и всех петербуржцев сюда на большой праздник. 25 июля в Усть-Ижоре (начало в 15.00) будут отмечать 775-летие победы Александра Невского в битве со шведами. Дата эта заметная в истории земли русской.

По ходу заседания-плавания интересного было рассказано много. Например, расположенная недалеко от Колпина Усть-Славянка знаменательна тем, что здесь можно строить небоскребы любой высоты – хоть с километр ростом. Это единственное место в Петербурге, где нет ограничения строящихся зданий по высоте, даже с учетом воздушных трасс, которые здесь не проложены.

В этот день теплоход с участниками заседания проплыл по всем водным районам Петербурга.

Береговая линия центра города, конечно, выглядит привлекательнее, но здесь проблема с фасадами. Река Нева – это лицо города, почти как Невский проспект, и то, что дачу Дурново у Металлического завода не могут привести в порядок, большой минус. И подобных примеров довольно много.

Уже в самом устье Невы сейчас ведется большое строительство. Достаточно упомянуть стадион на Крестовском острове, Западный скоростной диаметр, жилые кварталы на намывной территории Васильевского острова. Но стройки стройками, а берега приводить в порядок все равно надо.

Почти на всем протяжении Невы не убрана набережная Мартынова, подходящая к новому стадиону. Так же как и другая сторона Крестовского острова. Чиновники надеются внести благоустройство этих берегов в план подготовки к чемпионату мира по футболу-2018. Но на этом пути есть препятствия. Представитель Петроградского района указал на участок береговой линии, расположенный неподалеку от стадиона, и рассказал, что на протяжении нескольких километров здесь только два государственных здания – туалет, который в ведении «Водоканала», и маленькая спасательная станция. Все остальное сдано в аренду на 49 лет, причем без обременения ухаживать за береговой линией. Естественно, она и остается неприбранной и неубранной.

Во время 4-часового путешествия по Неве и ее рукавам в дельте Невы еще удивило, что, несмотря на прекрасную погоду, ни одна спортивная лодка с гребцами не встретилась на нашем пути. А жаль – столицей гребного спорта, как было раньше, теперь Петербург уж точно не назовешь.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (5501) от 16.07.2015.


Комментарии