Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Будущая ветка станет первой не радиальной, а окружной линией. Именно таких связей не хватает петербургскому метрополитену, чтобы пассажирам не приходилось ехать на пересадку с одной линии на другую в центр города. Ветка соединит строящуюся станцию «Казаковская» с «Обводным каналом-2». На всех новых шахтах побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Какой будет шестая линия метро в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Масштабы и трудоемкость строительства станций метро больше всего ощущаются не при пробивке подземных коридоров и не тогда, когда их заливают бетоном для монтажа рельсов. Вся тяжесть работы видна именно на начальном этапе строительства. Только представьте: чтобы начать прокладку тоннеля, надо вырыть 5 - 6 шахт глубиной от 55 до 63 метров, причем вручную - лопатами и отбойными молотками. И все это только для того, чтобы построить лишь один перегон новой, шестой, линии метро - между станциями «Казаковская» (другое ее название «Юго-Западная») и «Путиловская», которая станет пересадочной на красную ветку метро - на станцию «Кировский завод».

Шахта под номером 841 расположена прямо посередине жилого квартала, неподалеку от пересечения проспектов Ленинского и Маршала Жукова. Ствол диаметром 5,49 метра уходит на глубину 63 метра. Прокладывали его обычным методом: верхний слой почвы рабочие снимали лопатами, затем пробивали грунт отбойными молотками. Стенки укрепляли тюбингами, чугунными кольцами.

- Одно время планировали, что эта шахта станет рабочим стволом для строительства новой ветки метро. То есть что через нее будут поставлять материалы и извлекать грунт, - рассказал начальник участка № 3 ЗАО «Управление 15 Метрострой» Виктор Маскалик. - Однако решили, что в будущем шахта станет вентиляционным стволом. Сейчас ведется демонтаж горного комплекса - строительной конструкции над шахтой. Но стройплощадка здесь пока останется. Ближе к пуску новой линии уберем тут все окончательно. Насколько мне известно, на этом месте будет детская площадка. А рядом расположится вентиляционный киоск.

Работы здесь ведут исключительно в дневное время. Как рассказывают рабочие, однажды появилась необходимость включить строительные механизмы ночью. Жители соседних домов тут же вызвали полицию, больше таких экспериментов метростроевцы себе не позволяли.

В нескольких сотнях метров от этой стройплощадки, на углу пересечения проездов имени двух маршалов - Жукова и Казакова, обнесена забором большая территория. Здесь находится шахта № 842, горный комплекс готов на 95 процентов, вторая его очередь возведена наполовину.

- Через эту шахту будем вести строительство новой линии, она расположена в непосредственной близости от наклонного хода. Вход и выход на «Казаковскую» соорудят вблизи гипермаркета «О’Кей», через дорогу от нас, - говорит заместитель начальника участка № 1 «Тоннельного отряда № 3» Илья Василец. - Через ствол шахты будут загружать механизмы, материалы, раствор. Через него же производится выемка грунта.

Когда горный комплекс достроят окончательно, здесь оборудуют по обычному шахтерскому методу клеть для спуска и подъема рабочих. Пока же на всю глубину шахты приходится cпускаться по узкой железной лесенке. Всем - рабочим, мастерам, начальникам. Журналистам - тоже, при желании, конечно. Мы такое желание проявили. Пожалеть об этом потом не пожалели, но пришлось нелегко. Это как подниматься и спускаться пешком без лифта на высоту 20-этажного здания. Причем не по обычной лестнице, а по трапам, похожим на корабельные.

А спускаться в шахту было надо. Хотя бы для того, чтобы увидеть собственными глазами немаловажное для нашего города событие. Как в монтажной камере собирают проходческий щит КТ-5,63 с режущим инструментом диаметром 5,6 метра. Уже через несколько недель тоннельный «крот» начнет пробивку новой, шестой, линии петербургского метрополитена.

- Здесь в монтажной камере диаметр тоннеля 7,9 метра, а вот от этой стенки уже будет прорубаться коридор в размер режущего инструмента проходческого щита. После сборки щит будет двигаться отсюда в сторону «Путиловской», длина перегона - 1800 метров. Однако пробивать придется два тоннеля - туда и обратно. Только щит «Надежда» (единственный в Петербурге) может прокладывать двухпутный тоннель диаметром 10,8 метра, как было на Фрунзенском радиусе и при строительстве «Новокрестовской» и «Беговой», - пояснил Василец.

В первую очередь при монтаже проходческого щита собирается его режущая часть, поскольку именно она должна начать кромсать грунт, а значит, примыкает непосредственно к стенке. Только потом будут собирать весь комплекс, похожий на корабль, - с моторами, камерой пульта управления, транспортером для отвода грунта и погрузки его в вагонетки.

- К сборке щита приступили в июне, на монтаж отводится 41 - 42 дня, потребуется также наладка электрики, гидравлики. Но в августе щит должен начать проходку, - пообещал монтажник Управления механизации Сергей Разгуляев.

В подземных анфиладах шахты № 842 в три смены работают около 120 человек разных специальностей. Монтажники собирают щит, изолировщики заделывают от протечек щели в бетонных стенах, проходчики расширяют подземное пространство.

- Под землей уже пять лет. Работа нравится. Хорошо даже то, что она физическая, в спортзал ходить не надо. Не нравится только то, что в последнее время зарплату стали урезать и задерживать. При таком-то тяжелом и важном для города труде это обидно, - поделился с нашей газетой проходчик Федор Ефремов.

О проблемах с выплатой зарплаты говорят сегодня не только в Тоннельном отряде № 3. Такая же картина во многих других подразделениях «Метростроя». А ведь на этот коллектив с надеждой смотрят те, кто ждет новых построенных станций.

Пока на информационных щитах всех строительных площадок значится: окончание работ 30 июня 2022 года. К этой дате планировали запустить один перегон новой ветки - от «Казаковской» до «Путиловской». Однако сейчас чиновники размышляют о том, что запускать линию следует со всеми шестью станциями первой очереди. Кроме «Казаковской» и «Путиловской» в нее входят еще «Броневая», «Боровая», «Черниговская» (с переходом на «Московские ворота») и «Каретная», она же «Обводный канал-2». Но тогда открытие всей этой ветки будет отнесено в лучшем случае к 2027 году. Прямо скажем, далековато. А ведь ситуация с транспортным обеспечением этого района города очень напряженная.

Лучше бы уже начать возить народ с 2022 года - хотя бы до красной ветки метро. Тем более что здесь, близ «Кировского завода», строительными заборами «Метростроя» уже давно обнесено несколько больших земельных участков. И шахты вместе с горными комплексами строятся.

- Шестидесятиметровый ствол шахты № 843 на Кронштадтской улице пробит. Через эту шахту будет строиться подземный вестибюль станции «Путиловская». Окончание работ у нас - июнь 2022 года, пока другой информации не поступало, - сказал начальник участка № 5 «семнадцатого управления Метростроя» Алексей Сергеев.

Через 200 метров по проспекту Стачек расположена шахта № 844. Она предназначена для сооружения переходного коридора от «Путиловской» до станции красной ветки «Кировский завод». И здесь работы тоже ведутся достаточно активно.

За строительными заборами «Метростроя» близ проспекта Стачек нашли мы и площадку, где предполагается строительство входа на будущую «Путиловскую» - напротив дома № 6 по улице Васи Алексеева. Пока работы ведутся наверху, ведь наклонный ход можно строить только тогда, когда внизу подземное пространство для станции уже будет оформлено. Строители уверены, что к 2022 году открыть две новые станции Красносельско-Калининской линии реально. Если у города, конечно, будут деньги - на пробивку тоннелей и на зарплату метростроевцам. 

Материал был опубликован в газете под № 123 (6232) от 11.07.2018 под заголовком «Шестая стартует».

#метро #транспорт

Комментарии