Главная городская газета

Шершавым языком киноплаката

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Шершавым языком киноплаката | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В Петербурге идет Postercon — первый в России фестиваль, посвященный тому, что большинство из нас считают (несправедливо) чем-то вроде фантика от конфеты, то есть фильма, — киноплакату. Фестиваль начался в конце августа и идти будет до 30 сентября на девяти площадках.

Помните афишу к «Молчанию ягнят»? Фильму больше четверти века, так что было время рассмотреть: лицо молодой Джоди Фостер, рот прикрыт мотыльком. Если помните, что на спинке насекомого как бы человеческий череп, — молодцы, пять баллов. Тем, кто разглядел, что это не череп, а конструкция из обнаженных женских тел, — пять с плюсом. Тому, кто знает, что это инсталляция Сальвадора Дали, — приз в студию: далеко не каждый исследователь киноплакатов эти художества разглядел.

— Смотрите внимательно. Киноплакат говорит намного больше, чем кажется на первый взгляд, — предупреждает один из организаторов фестиваля Илья Сергеев.

Он, коллекционер и исследователь искусства кинопостера, не имеет в виду нынешние образцы. Как уточняет единомышленник Сергеева Ярослав Баричко, сегодня киноафиши, как правило, сплошь клише: если ужастик — то изображен огромный глаз, если мелодрама — то парочка в растиражированной позе спина к спине (как в «Красотке» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром); если боевик — смурной мужик вполоборота.

— Таких клише двадцать — двадцать пять, — говорит Ярослав. — Это удобно для кинопрокатчиков, потому что не нужно ничего придумывать, а зритель с ходу идентифицирует жанр. Но с эстетической точки зрения это банально и скучно и говорит об угасании жанра.

— Во что превратился киноплакат! — взывал Илья Сергеев к аудитории в Центре искусства и музыки библиотеки Маяковского на Невском, 20 (там сейчас работает одна из фестивальных выставок). — Если выходит фильм, то на весь плакат рожа нашего любимого Леонардо Ди Каприо. Мы не против Ди Каприо, но мы за то, чтобы он был нарисован!

Для Ильи в свое время стало откровением: знаменитые многонаселенные плакаты со «Звездными войнами» — это не фото, это нарисовано от руки. «Побег из «Шоушенка» — нарисован. «Индиана Джонс», «Гарри Поттер» — нарисованы. «Рембо», «Назад в будущее» — нарисованы. От руки. И рука эта принадлежит одному человеку — Дрю Струзану. Симпатичный, похожий на Георга V (а значит, и на нашего Николая II), но 70-летнего. Назвать Струзана везунчиком (про него с обожанием говорят Спилберг, Харрисон Форд, Гильермо дель Торо) — язык не повернется: в молодости, бывало, ел два раза в неделю, все на краски уходило. И сейчас вроде как ушел из индустрии, потому что в киноплакате теперь «рулит фотошоп», а не художник.

— Мне кажется, киноплакат станет все более интерактивным и навязчивым, — предрекает ближайшее будущее Ярослав Баричко.

Уже сейчас некоторые кинотеатры отказываются от афиш — на плазменных панелях идут трейлеры; уже сейчас многие афиши снабжены штрихкодом, чтобы в ваш смартфон просачивалась вся информация по фильму. Баричко добавляет: в киноплакате, скорее всего, будет все меньше эстетики и оригинальности.

Сергеев и Баричко против такого расклада. «Мы продвигаем умный, интересный и многогранный киноплакат и хотим вернуть его в кинотеатры».

В начале 2000-х в США, в городе Остин штата Техас, появилась студия альтернативного кинопостера Mondo. Выпускает неофициальные плакаты к «Бэтмену», «Звездным войнам», «Алисе в Стране чудес» и другие, да такие, что продаются на аукционах «Сотби» и «Кристи». Илья и Ярослав искали подобную студию в России, не нашли — создали свою, «АК Галерея». Сотрудничают с нашими и не нашими художниками. Одним из первых заказов был — ого, от «Уорнер Бразерс»: плакаты (или, как они говорят, «арты») к фильму «Восхождение Юпитер» Вачовски 2015 года. Сейчас нарисовали плакат к короткометражке Александра Домогарова-младшего «Пустите детей» по Стивену Кингу. Рисовали альтернативный, а студия «назначила» плакат официальным.

На фестивале Postercon выставки плакатов (классические и альтернативные, к аниме, супергероике, ужастикам, восточному кино и т. д.) компонуются с лекциями, мастер-классами и кинопоказами. На некоторые события надо регистрироваться, за программой можно следить на страничке Postercon-2017 в соцсети.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook