Шел по улице ретробус

Горожане уже привыкли к парадам ретротехники – они пользуются популярностью и собирают все больше и больше машин. Теперь в них участвуют даже автобусы. В сентябре будет отмечаться 90-летие регулярного автобусного движения в нашем городе, и на улицы Петербурга снова выйдут старые машины. Наш собеседник Федор ЧЕРНОУСОВ по своей профессии от техники далек. Тем не менее она стала делом его жизни, когда молодой человек занялся восстановлением автобусов советской эпохи.

Шел по улице ретробус | Для одних старые автобусы – напоминание о детстве и юности, для других – экзотика. ФОТО из личного архива Ф. Черноусова

Для одних старые автобусы – напоминание о детстве и юности, для других – экзотика. ФОТО из личного архива Ф. Черноусова

– Федор, первый вопрос: судя по вашему возрасту, вы явно выросли в постсоветское время. Откуда же такой интерес к наследию прежней эпохи?

– Просто детские воспоминания, в которых запечатлелись осколки позднего советского времени. Что же касается увлечения техникой, то оно у меня с детства, как, наверное, и у многих моих коллег и друзей. Окончив университет (по специальности я маркетолог), решил воплотить свою детскую мечту. Началось все с того, что однажды я обнаружил в Интернете объявление о продаже во Владимире автобуса «ЛиАЗ-677».

В свое время это была одна из самых распространенных моделей, обслуживавшая практически все маршруты в нашем городе. Многие эти автобусы, без сомнения, хорошо помнят. Они медленно разгонялись, плохо тормозили, их сильно кренило на поворотах, в салоне стоял специфический запах бензина вперемешку с моторным маслом, который ни с чем не спутаешь. В то же время они были очень теплыми, потому что обдув от двигателя шел прямо в салон, уютными, достаточно просторными по тем временам.

Модель разрабатывалась еще в 1960-х годах, а выпускалась с 1967-го на Ликинском автобусном заводе в городе Ликино-Дулево в Подмосковье – до 1994 года. Было выпущено почти двести тысяч таких машин. В народе этот автобус прозвали «луноходом». Возможно, потому, что годы появления этой модели совпали с годами активного развития космической промышленности в СССР.

За последние два десятка лет практически все «луноходы» ушли с улиц. Сегодня в нашей стране осталось не больше десяти городов, где этот автобус до сих пор еще эксплуатируют: в Арзамасе, на Урале и Дальнем Востоке. В Ленинградской области последний «ЛиАЗ» ходил до позапрошлого года в городе Волхове. Списанные машины сдавали в металлолом...

– Итак, вы нашли такой автобус во Владимире. Что было дальше?

– Я попросил продавца полгода «подержать» автобус для меня. За это время выучился на категорию Д, которая требуется, чтобы водить автобус, получил права и вместе с друзьями отправился во Владимир. Стоил этот автобус, выпущенный в 1987 году, 80 тыс. рублей. Откуда деньги? Взял кредит.

Автобус был на ходу, и путь от Владимира до Питера, больше тысячи километров, мы с друзьями, которых я набрал полный салон, одолели за двое суток. Мы еще не подозревали, на какой риск идем, потому что такие автобусы совершенно не приспособлены к дальним рейсам, любая поломка может стать фатальной. Но нам повезло: с незначительными потерями мы добрались до Петербурга. В дороге даже сняли любительский фильм «Проект 677».

Я еще тогда, наверное, сам не понимал, что буду дальше делать с этим чудом техники. В Питере арендовал место на стоянке грузовых автомобилей и поставил его туда. Потом наступила зима, кузов автобуса начал гнить. У нас вообще такой климат, в котором зимой советские машины чувствуют себя очень некомфортно. Решено было заниматься капремонтом кузова, хотя не было ни опыта, ни возможностей привлечь кого-то со стороны. Поэтому я арендовал авторемонтный бокс и сам трудился там вечерами после работы.

Эпопея продолжалась четыре года — до 2014-го. К этому времени у меня уже появились товарищи, которые мне помогали, сложилась команда. Мы научились разбираться в этой технике и попутно обзавелись еще несколькими ретроавтобусами, которые не требовали столь значительного ремонта.

Первым из них стал приобретенный в городе Нерехте Костромской области львовский автобус «ЛАЗ-695Н» 1987 года выпуска. За букву «Н» (таков был индекс модификации) шоферы ласково звали его «Наташей». Эта модель относилась к числу долгожителей в автобусном мире: с незначительными модификациями стояла на конвейере с 1976-го по 2003 год.

В закрытой зоне космодрома «Плесецк» мы нашли еще один львовский автобус, модификации «М» («Маруся») 1970 года. Привезли в Питер, отремонтировали, теперь он является украшением нашей коллекции. Сегодня «автопарк» группы энтузиастов RetroBus, которая восстанавливает технику, привозит ее из разных уголков нашей страны – порядка десяти автобусов и микроавтобусов советского времени.

– И все-таки это ведь не коллекция ради коллекции...

– Конечно. Родилась идея проводить на этих автобусах ностальгические экскурсии по городу, посвященные тем периодам, когда эти машины использовались. Мы с моими друзьями-краеведами разработали несколько экскурсионных программ по каждому десятилетию: по 1960-м годам – «На недельку до второго» (по Курортному району), по 1970-м – «Колыбель трех революций», по 1980-м – «Ленинградский андеграунд» (по местам рокерской славы). Мы вообще считаем, что советский период истории нашего города, где были достижения, о которых можно рассказывать с гордостью, незаслуженно находится в тени на фоне царского, «столичного» периода...

Кроме того, мы стали использовать эти автобусы для свадеб и дней рождения. Иногда их заказывают киностудии, когда нужно воссоздать образ города тех же 1960-х, 1970-х годов. Благодаря всему этому смогли по крайней мере не уходить в глубокий минус, а со временем выйти в ноль по затратам.

Я считаю, что наша главная задача – напомнить о том, что в советское время конструкторская мысль в автобусостроении была на очень высоком уровне, и далеко не все разработки удалось тогда воплотить в жизнь. В нашей стране было очень много моделей автобусов, собрать и восстановить нам удалось пока еще только очень малую часть. Некоторые не сохранились вовсе, и их еще предстоит воссоздать практически из ничего, по чертежам и фотографиям.

Сегодня мы сотрудничаем с «Пассажиравтотрансом», где собрано достаточно большое количество автобусов, в разное время работавших в нашем городе. Благодаря этому сегодня на парадах ретротехники можно увидеть желтый «Икарус-260» или знаменитую «гармошку» «Икарус-280», которые уже не встретишь на маршруте.

Радует, что есть люди, которые нам сочувствуют и помогают. Когда мы ищем аутентичные детали для машин, давно уже вышедших из использования, бросаем клич в Интернете. И люди откликаются из всех уголков страны! Кроме того, помогают информацией. Кто-то видел, что где-то на даче, на садовом участке в качестве вагончика стоит автобус или троллейбус. Если мы видим, что он представляет исторический интерес, отправляемся в экспедицию за ним...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (5766) от 16.08.2016.


Комментарии