Шашлычок из кабанчика

В загородном доме одной солидной российской фирмы намечалось торжество. Менеджер, которому было поручено организовать праздник, решил порадовать коллег чем-то необычным и заказал у знакомого охотника тушу дикого кабана. Гости шашлычки ели и нахваливали. Но уже через несколько часов многим из них потребовалась помощь врача...

 Шашлычок из кабанчика | Иллюстрация MarkovSM/shutterstock.com

Иллюстрация MarkovSM/shutterstock.com

Эта печальная история не произошла бы, если бы продукт прошел предварительный контроль – ветеринарно-санитарную экспертизу, который в нашем городе осуществляет управление ветеринарии Санкт-Петербурга.

Большинство обывателей считают, что там трудятся современные «доктора Айболиты» – врачи-ветеринары, лечащие домашних кошечек и собачек. Между тем продовольственная безопасность составляет значительно большую часть общего объема работы этого органа государственного надзора и контроля.

Вы знаете, сколько болезней можно подцепить через мясо, рыбу, молоко? Десятки. Среди них такие, как трихинеллез, бруцеллез, лептоспироз, сальмонеллез, стрептококкоз...

Из проверенных, например, в прошлом году сотрудниками службы 3 095 000 тонн продукции и сырья животного происхождения – 373 тонны мяса, рыбы, молочных продуктов были признаны опасными. Представляете, сколько хлопот было бы врачам, если бы вся эта еда попала на прилавки магазинов и рынков, а оттуда – на обеденный стол петербуржцев.

«Глаза и уши» управления ветеринарии – это ее лаборатория. Там работают ветеринарные врачи, химики, токсикологи, биологи, медики, экологи, инженеры-биофизики. Именно эта команда проверяет, соответствуют ли требованиям российского законодательства производимые и продаваемые в нашем городе пищевые продукты. Кстати, лаборатория имеет национальную – российскую и международную (LAK DANAK) аккредитации. И протоколы проведенных ею исследований принимаются во всех странах мира.

Как рассказала ее директор, руководитель испытательного центра, доктор ветеринарных наук, отраслевой инспектор Министерства сельского хозяйства РФ Джамиле Мамлеева, в случае поступления в наш город из других регионов опасной продукции служба в течение двенадцати часов отправляет «срочное донесение» в органы контроля и надзора для принятия мер по ее изоляции.

– В последние годы мы проводим исследования на содержание в продуктах животного происхождения остатков синтетических гормональных и лекарственных препаратов, ксенобиотиков. Фермеры, выращивающие коров, свиней, кроликов, птицу, стараясь, чтобы животные как можно быстрее набирали вес, становились более производительными, дают им всевозможные пищевые добавки. Кроме того, животные и сами могут поедать вредные химикаты, если пасутся на перенасыщенных удобрениями полях, – говорит руководитель лаборатории. – Эти вредные добавки в организме человека могут накапливаться. И дают о себе знать в самый неподходящий момент. Например, когда пациенту для выздоровления необходимо принимать антибиотики. А выясняется, что организм заболевшего уже потерял к ним чувствительность. Вот почему основная задача государственной ветеринарной службы – обеспечивать реализацию безопасной и в этом отношении продукции.

Кстати, перерабатывающие предприятия города работают, используя международную систему ХАССП (анализ критических точек) – своего рода аналог применявшихся на мясокомбинатах в советское время строгих мер контроля.

– Эта система позволяет выявлять «слабые места» и избавлять от появления ненужных рисков, – подчеркивает Джамиле Мамлеева. – Обучая ветеринарных врачей, специалистов, работающих на перерабатывающих предприятиях, мы стремимся к тому, чтобы они не только умели внедрять эту систему, но и подходили к ней творчески – учитывали индивидуальные особенности своего производства. Скажем, в одном случае обратили бы особое внимание на санитарное состояние помещений, в другом – на температурный режим условий хранения готовой продукции, в третьем – на ее транспортировку.

Директор лаборатории привела простой пример. Так, лабораторный анализ партии говядины, предназначенной для производства колбас, показал, что мясо заражено сальмонеллами. В поисках источника заражения сотрудники управления ветеринарии провели тщательную проверку и выяснили, что один из работников разделочного цеха – бациллоноситель. «Критической точкой» в этом случае оказался неудачный подбор кадров, невнимательное отношение к состоянию здоровья персонала. А ведь не секрет, что ищущие работу жители дальнего зарубежья нередко приезжают из районов, неблагополучных по туберкулезу, паразитарным, кишечным, ВИЧ-инфекциям. Ситуация в разделочном цехе была исправлена, и теперь к безопасности продукции, выпускаемой этим предприятием, никаких претензий нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (5745) от 18.07.2016.


Комментарии