Шашки, кони и клинок. Как казаки развлекались в Петербурге

На берегу Орловского карьера в Приморском районе прошел фестиваль казачьей культуры «Атаманский клинок».

Шашки, кони и клинок. Как казаки развлекались в Петербурге | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Гости — взрослые и дети — перебегали с площадки на площадку, стараясь успеть увидеть и попробовать все. Осмотреть выставки, пострелять из лука и деревянных пистолетов, поучиться метать ножи и рубить шашкой тальник, прокатиться на лошади, посоревноваться в беге с ухватом наперевес (на котором помещен немаленький такой чугунок с водой), сплясать вместе с артистами из казачьих фолк-коллективов и отведать ухи с дымком... И только сами казаки — нарядные, колоритные, степенные, будто сошедшие со страниц книги, — никуда не спешили. Держали марку. Малыши-казачата старались во всем подражать отцам — расхаживали важно и при любой удаче или неудаче эмоций своих не показывали...

У некоторых шести-восьмилетних наследников казачьих традиций навыки в метании ножа, владении шашкой и вольтижировке такие, что малышами их язык не поворачивается назвать. У казаков воинский обряд «посажение на коня» совершается, когда мальчишке исполнится три года. Но, похоже, некоторые из юных петербуржцев так и возрастали в седле. Например, трехлетний Ваня Павлик, самый юный участник показательных выступлений красноборского центра казачьей джигитовки «Багмут» (Тосненский район, Красный Бор). Его родители Анастасия и Руслан Павлик то сами демонстрируют высоты вольтижировки, то провожают на старте учеников, исполняющих трюки. Вместе с братьями Яковом и Васей Щетинами выступают их младшие сестренки Даша и Маруся. Аплодисменты сегодня — явный «неформат»: «Любо, любо!» — восклицают взрослые, одобряя ловкость казачат.

— У нас и отцы, и жены, и дети скачут — занимаются казачьей джигитовкой в основном семьями, — рассказывает Руслан Павлик. — Занятия джигитовкой вырабатывают у детей целый комплекс важнейших качеств: внимательность, аккуратность, смелость, работоспособность и трудолюбие — ведь за лошадью надо еще и ухаживать.

Сам Руслан, уволившись в запас с флотской службы десять лет назад, собирался заняться каскадерской работой в кино, но вышло так, что сел на лошадь. Про жену говорит: «Очень способный джигит, наверное, это у нее в крови (Настя родом из Дагестана. — Прим. ред.)». Сама она признается, что с детства любила лошадей, да только не было возможности заниматься, пока не приехала в Петербург.

С прошлого года казачья джигитовка стала официальным видом конного спорта. Соревнования проводятся регулярно — кубки, чемпионаты. На последнем чемпионате мира участвовали уже 15 команд из разных стран.

— Англичане очень хорошо выступают, немцы, украинцы, белорусы, чехи, — рассказывает Руслан. — Американцы были в прошлом году... Это, конечно, не настоящие казаки, а все местные ребята, которые увлеклись казачьей джигитовкой. Изучали это искусство по фото- и видеоматериалам, по книжкам.

Заканчивается зрелищно-концертно-развлекательная часть фестиваля, и на рубежи выходят казаки-конкурсанты — около 60 человек. Отборочные испытания: нужно как можно быстрее, мельче и техничнее нарубить шашкой лозу. Промахнулся или нарушил правила (особенно — безопасности) — выбываешь сразу. Десять, пятнадцать, двадцать шелестящих ударов — блинная толстая ветка у некоторых мастеров рассыпается аккуратными колечками...

По словам Алексея Капустина, председателя совета атаманов недавно созданной объединенной казачьей общины Петербурга, в ней сейчас насчитывается 28 организаций и около 350 — 400 активных членов. Людей же, считающих себя казаками, но подключающихся к казачьим делам лишь эпизодически, в городе от 3 до 4 тысяч.

— На протяжении пяти лет, что мы соревнуемся, организацией состязаний занимается Союз казачьих боевых искусств, — говорит Капустин. — И все ребята, которые увлекаются рубкой, а их в нашем городе около 150 человек, на учете. Таких ребят на соревнования допускают без испытаний. Для новых же участников турнира — квалификационные испытания с проверкой теоретических знаний.

Полуфинал и финал — зрелище и вовсе не для слабонервных: лихие казаки мощными ударами разрубают пучки лозы толщиной

15 сантиметров, бутылки с водой (стоячие, лежачие, с каната), яблоки, поднимают шапку с земли — и все в галопе, с гиканьем и свистом...

Инициатива провести первый турнир по рубке шашкой родилась в Петербурге в 2014 году. Его тогда назвали «Казарла». Идея быстро распространилась по всей стране, и сейчас такие турниры проходят во многих городах — от Владивостока до Калининграда. В позапрошлом году на кубанском фестивале «Казарла» наши заняли первое место.

«Атаманский клинок» нынче был посвящен 265-летию со дня рождения донского атамана графа М. И. Платова и приурочен к Дню Государственного флага России. В будущем году казачья община вместе с комитетом по межнациональным отношениям планирует провести в Петербурге всероссийский этап соревнований с участием казаков из других регионов.

#Казаки #город #праздник #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6257) от 29.08.2018 под заголовком «Шашки наголо».


Комментарии