Главная городская газета

Сезон на маловодье

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью

«В ночь на 22 июня...»: память на рубеже блокады

Традиционная акция памяти пройдет у стен храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове 21 июня. Детали события – в нашем специальном материале. Читать полностью
Сезон на маловодье  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Закончившаяся в России речная круизная навигация в очередной раз показала: развитию этого направления отдыха по-прежнему мешают низкий уровень водоемов, слабая береговая инфраструктура и продолжающееся старение флота.

Прикидывал тут на днях: может, следующим летом по матушке России отправиться в речной круиз? И сколько это примерно стоит? С помощью Интернета ответ был получен быстро. На Волге за три дня круиза надо отдать от 10 тыс. рублей. А за длинный тур (14 – 18 дней) – от 50 тыс. до 80 тыс. За круиз выходного дня (3 – 5 дней) из Петербурга – от 8,5 тыс. до 13,5 тыс. И даже трехдневное путешествие из северной столицы на Валаам и обратно тянет как минимум на 7 с лишним тысяч...

В нынешнем году навигация в этом сегменте водного отдыха продлилась 187 дней и оказалась почти на неделю короче, чем в 2014-м. При этом из примерно 120 имеющихся в стране речных круизных лайнеров «на работу» вышли 96 пассажирских судов разного типа и класса. Около десятка после зимовки так и остались в затонах, пять завершили навигацию спустя месяц после выхода на линию, а еще столько же перестали выходить в рейс задолго до конца сезона.

Есть ли интерес к такому виду отдыха? Безусловно. «Понравилось почти все, – пишет в отзывах француженка Марина, побывавшая в круизе на Валаам и Кижи на теплоходе «Михаил Шолохов». – Жаль только, что стоянки очень короткие, да и времени свободного практически не было». В целом по России в сезоне 2015 года предлагалось до 3 тыс. речных круизов. В Петербурге – свыше 500.

По экспертным данным, только наш город за навигацию принимает до 500 речных круизных судозаходов и до 200 тысяч «речных» туристов.

В сезоне-2015 в связи с ростом внутреннего туризма ожидалась прибавка в объеме 10 – 25%. По оценке генерального директора компании «Инфофлот» Александра Сахарова, «генерируют ее бывшие «европейцы», переключившиеся на российские маршруты». И поначалу дело вроде бы пошло: спрос вырос на 15 – 20% практически по всем круизам. Однако уже скоро в бочку позитивных ожиданий вылилось «ведро» негатива.

Прежде всего дала о себе знать проблема маловодья: лайнеры, выполнявшие длинные круизы, попросту не имели возможности их осуществлять. «Ситуация, которую мы наблюдаем второй год подряд, лишь усугубила последствия проблем, которые не решались в течение целого ряда лет», – считает заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. Согласна с ней и генеральный директор петербургского круизного центра «Латти» Елена Бондаренко: по ее оценке, низкий уровень воды и связанные с этим трудности преодоления городецких шлюзов стали камнем преткновения. «Маловодье означает, что суда не могут переходить из бассейна Верхней Волги в бассейн Нижней, и, соответственно, возникает проблема с реализацией целого ряда круизных программ», – говорит Бондаренко.

Что только не пытались делать в этой связи. Заменяли четырехпалубные теплоходы на трех- и даже двухпалубные с меньшей осадкой. Укорачивали программы. И даже использовали два теплохода, перевозя пассажиров через маловодный участок на автобусах... Но разве это выход? В результате даже востребованные туристами лайнеры были вынуждены уходить в затоны раньше, чем закончилась навигация.

Однако не только маловодье тормознуло речные круизы 2015 года. Как считает Елена Бондаренко, береговая инфраструктура по-прежнему далека от совершенства. Явно устарели причальная и сервисная базы, в то время как ставки за обслуживание судов постоянно растут. «На экскурсию поехали 30 человек, а мест в автобусе оказалось всего 22, – пишет одна из участниц круиза на теплоходе «Русь Великая». – Сидели на стульчиках в проходе. А кто-то, заплатив за экскурсию 650 рублей, и вовсе стоял...». Сервис, который встречает круизных туристов на местах, порой изрядно хромает. А нередко туристов просто не на чем возить: автобусы с «удобствами» и кондиционером до сих пор, за исключением Петербурга, Москвы и некоторых других крупных городов, большая редкость.

У нас мало так называемых зеленых стоянок, стоянок с хорошей инфраструктурой туризма. За последние годы к числу более-менее удобных стоянок прибавились лишь остров Пеллотсари в Сортавальском районе Республики Карелия, который отчасти разгрузил Валаам, да причал в селе Ширяево на Волге, где, по отзывам туристов, сейчас и находится лучшая зеленая стоянка на этой реке.

И, конечно, одной из постоянных головных болей отрасли остается хроническое старение флота. Как вы думаете, каков средний возраст российских речных круизных лайнеров? Он, конечно, еще не пенсионный, но уже далеко «за»: 38 лет. Есть и такие, которым за 60. И даже за 100. По экспертным оценкам, из примерно 120 судов к разряду комфортабельных можно отнести около 50.

«Нам очень трудно объяснить клиентам, почему они должны платить 3,5 тыс. рублей в сутки за каюту площадью 10 квадратных метров, – говорит коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин. – Круизный рынок остро нуждается в новых судах, но период окупаемости нового судна составляет от 20 до 25 лет, и частным инвесторам вложения с такой окупаемостью не под силу». Для сравнения стоит привести Дунай: на этой реке регулярно работает около 130 круизных лайнеров, и каждый год на линию выходит как минимум 5 – 6 новых судов.

Ждут ли нас перемены к лучшему? Теоретически – да. Выступая в рамках состоявшегося недавно в Петербурге VII международного форума «Водный туризм», директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Максим Кочетков сообщил, что до 2021 года в стране планируется построить 15 круизных судов. Названы и цифры: при стоимости одного лайнера 2,3 млрд рублей общая цена программы составит 34,5 млрд. Из которых 26,45 млрд предполагается получить от судовладельцев. Только вот вкладываться в эту программу никто не спешит, поэтому до сих пор непонятно, кто, как и где будет ее осуществлять. А флот при этом продолжает стареть и обходиться владельцам судов и путешествующим на них все дороже. Не исключение и будущий 2016 год: о повышении стоимости круизов уже объявлено.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook