Сестрорецкие тучерезы

Осенний денек выдался погожим – самое время прогуляться по Сестрорецку. Этот город-спутник, как и Петербург, основан в начале XVIII века. Здесь была одна из царских резиденций, хотя масштабного развития она не получила в отличие от пригородов южного направления. Еще мы знаем оружейный (инструментальный) завод, но его здешняя слава сегодня – тоже история. А вот курортно-дачная специализация этой местности прижилась. Проверим, как выглядит облик главного города Курортного района сегодня.

Сестрорецкие тучерезы | ФОТО Pavel L Photo and Video/shutterstock.com

ФОТО Pavel L Photo and Video/shutterstock.com

На подъезде к вокзалу на горизонте появилась и стала увеличиваться в размерах высоченная 23-этажная «щепка» – жилой дом «Созвездие» (ул. Воскова, 5). У его подножия притулились часовня Тихвинской иконы Божией Матери и православный духовный центр, увенчанный золоченым ангелом – точь-в-точь как на колокольне Петропавловского собора в Петербурге.

Контрасты продолжают преследовать и далее. Чуть отойдя от вокзала, оказываемся в тени местных «башен-близнецов», построенных с разрывом в десятилетие (Дубковское шоссе, дома 9 и 11). Здесь для лучшего освещения квартир применен петербургский прием, впервые опробованный более века назад архитектором В. А. Шретером в собственном доходном доме на Мойке, 112, – трехгранные многоэтажные эркеры. «Близнецы» завершаются по углам массивными набалдашниками. Из помещений, расположенных в этих «наростах», прекрасно видны невысокие дома на противоположной стороне шоссе.

«Глазастый дом» – так местные жители прозвали особняк на Дубковском шоссе, 26. Встретилось мне и сравнение этого здания со слоном. Построенный с привлечением идей бионики, предполагающей применение в рукотворных объектах элементов живой природы, коттедж неизменно привлекает внимание своими нестандартными обтекаемыми линиями и формами. Не случайно его создателя архитектора Бориса Левинзона в СМИ именуют «русским Гауди».

Рядом – комплекс трехэтажных домов, в облике которых слиты воедино элементы классицизма и конструктивизма. К основному «телу» по углам примыкают сплошь застекленные объемы, а под треугольником фронтона, прорезанного полукругом «диоклетианова окна», тянется прозрачная вертикаль проема, упирающегося в рустованный портик входа. Разнородные элементы домов соединены довольно гармонично. Удачно подобрана цветовая гамма: на спокойно-желтом фоне стен выделяются белые детали, а терракотовый первый этаж служит домам надежным основанием.

Ну а мы по металлическому мостику через неширокую речку Сестру попадаем в Курорт – царство дач и величественных сосен с причудливо переплетенными обнаженными корнями. Печальная тема – постепенное исчезновение заброшенных деревянных домов, на месте которых появляются новые постройки. Другое дело, что здешние современные коттеджи подчас весьма хороши с архитектурно-художественной точки зрения и словно бы продолжают развитие дачного зодчества на новом этапе.

Сестрорецк оставил противоречивые впечатления. С одной стороны, зримы усилия достойно продолжить «дачную тему», насытить курортный городок выразительными зданиями, построенными в соответствии с веяниями времени, но не без оглядки на достижения мастеров прошлого. С другой – все увеличивающееся количество «тучерезов» резко изменяет облик Сестрорецка. Очевидно, что даже выдающиеся проекты высотных домов, осуществись они здесь, неминуемо вступят в диссонанс с традиционной аурой здешних мест.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (5566) от 15.10.2015.


Комментарии