Съесть и не поморщиться

То ли сказка, то ли быль... Один кавказский царь за какую-то мелкую провинность сильно осерчал на своего любимого слугу. И отправил его на недельную отсидку в тюрьму. Стражникам приказал кормить узника только одним видом пищи. «Каким?» - полюбопытствовал начальник каземата. «Пусть сам выберет», - отмахнулся царь. Арестант выбрал... лимоны. О том, в каких количествах он поглощал кислые плоды и морщился ли при этом, история умалчивает.

Съесть и не поморщиться  | Рисунок Владимира СЕМЕРЕНКО

Рисунок Владимира СЕМЕРЕНКО

Презент турецкого паши

Конечно, не исключено, что опальный прислужник тайно прихватил с собою в каземат несколько ягод путерии, ее еще называют «мармеладным деревом». Если съесть его плод, то на пару часов отключается восприятие кислого вкуса. И хрумкать лимоном можно сколько угодно - он сохранит свой аромат, но на вкус покажется сладким.

Вообще всевозможных былей/небылиц про этот фрукт столько напридумано! Вспомним древнегреческого Геракла. Совершая свои знаменитые подвиги, он черпал силы из «золотых яблок» - лимонов. А некий царь из русской сказки, устарев и занедужив, отправил молодцов-удальцов в тридевятое царство - за «молодильными яблоками». И то были, утверждают ученые-фольклористы, лимоны! А тридевятое царство, надо полагать, то ли Южный Китай или Юго-Восточная Азия, то ли Индия - там родина лимона, как, впрочем, и всех цитрусовых.

Хотя и в России «город лимонов» есть. Это Павлово-на-Оке в Нижегородской области. Если занесет туда попутным ветром - обязательно пройдитесь по старым улочкам. По тем, где домики в землю вросли и низкие оконца летом всегда нараспашку. Бросьте взгляд на эти оконца и увидите там вместо традиционной для старорусских городков герани... лимонные деревца.

Павловские обыватели выращивают лимоны с незапамятных времен. Местные краеведы подсказывают: полтора столетия с хвостиком. В 1860 году после недавней войны с Турцией здешний купец Иван Карачистов отправился к вчерашним врагам с деловым предложением: хотим-де поставлять на восточные рынки изделия российских мастеров. А Павлово уже тогда славилось всяко-разными изделиями ремесленников - кузнецов, жестянщиков, медников, бочаров. Наш купец Ваня, не будь дурак, чтобы подмаслить турецкому паше, преподнес ему в подарок образцы этих изделий.

Паша отблагодарил ответным: вручил купцу совсем уж необычный презент - несколько саженцев популярного в тех местах «ламасского» лимона. Карачистов, чтобы турка не обидеть, подарок, конечно, принял. Но, когда домой вернулся, заморачиваться с ним не стал - скинул родственникам. Те смекнули, что южный «корешок» в саду под открытым небом не приживется. Посадили саженцы в горшки и в чугунки, выставили на светлые подоконники.

Потом отводками лимоны разошлись по соседям и по всему городку. Через полвека лимонных «подоконничных» деревьев насчитывалось уже несколько тысяч.

Казалось бы, зачем практичным людям «турецкое баловство»? Есть версия: поскольку павловские ремесленники вели затворнический образ жизни и порой неделями точили и выковывали из металла хитроумные замки, ножи и ножницы, зеленый оазис на окошке был им как глоток свежего воздуха. И будто бы даже возможность в любую минуту видеть яркие «живые» тона помогала им сохранять столь важную для ремесла остроту зрения. Ну и, кроме того, павловские лимончики шли нарасхват на нижегородских ярмарках.

Позже, в 1935 году, в Павлове по инициативе директора ВНИИ растениеводства академика Николая Ивановича Вавилова был создан «опорный пункт по изучению и размножению павловского лимона». И открыто промышленно-показательное цитрусовое хозяйство.

Есть в Павлове Базарная площадь и сквер при ней. В этом сквере летом 2005 года установили мемориал «Павловский лимон». Говорят, что сегодня на каждую семью здесь приходится как минимум по два лимонных деревца. Так это или нет, никто точно не подсчитывал. Зато подсчитали другое: спрос на магазинные лимоны в этом городке - самый низкий по всей России.

В тройке лидеров

Однако не деревца на подоконниках делают погоду на лимонном рынке. А промышленные плантации.

В общем и целом в мире сейчас выращивают около трех десятков видов цитрусовых культур. Кроме давно известных российскому едоку мандаринов/апельсинов есть еще бергамот, клементины, танжерины, этроги, кумкваты, померанцы.... И еще множество межвидовых гибридов, полученных от скрещивания одних цитрусовых с другими.

Каждый год Россия ввозит около 1,5 миллиона тонн цитрусовых (из них на долю лимонов приходится 250 - 300 тысяч тонн). Каждый среднестатистический российский едок в год съедает по 7,7 килограмма «солнечных фруктов». Приближаемся к европейским показателям: в странах ЕС каждый обыватель потребляет в среднем около 10 килограммов цитрусовых в год.

По потребительской популярности (как и по объемам производства) первую позицию занимают мандарины - 43%, затем апельсины - 33%. Следом - лимоны (14%). У грейпфрутов - четвертая позиция (8%). При этом по объемам продаж мандарины уступают лишь бананам и яблокам. Уровень спроса на лимоны стабилен. А вот популярность грейпфрута, резко возросшая десять лет назад, потом росла еще года два-три. В прошлом году маркетологи отметили стагнацию.

Стоимость импортируемых в Россию цитрусовых как в оптовой, так и в розничной торговле находится в сильной зависимости от колебаний курса российского рубля. Его укрепление приводит к снижению цен и росту продаж, ослабление - соответственно, наоборот. Как растут цены в кризисное время, Петростат продемонстрировал на примере апельсинов: за прошлый год их стоимость в торговой рознице выросла на рекордные 63%.

Крупнейшим поставщиком цитрусовых до последнего времени была Турция. В сезон 2014/15 гг. на эту страну пришлось примерно 36% от общего объема импорта этих фруктов. В нынешнем году Россия наложила запрет на ввоз самых ходовых цитрусовых из Турции. Эксперты прогнозировали связанный с этим дальнейший рост цен и увеличение доли «серого» импорта (то есть реэкспорт через другие страны). Однако место Турции в освободившемся сегменте рынка уже заняли, готовы занять или расширить свое присутствие другие «цитрусовые» страны - ЮАР, Марокко, Китай, Аргентина.

Теперь вроде бы и Турция возвращается на наш рынок.

Да и цены на цитрусовые в розничной торговле Петербурга, вопреки прогнозам экспертов, сегодня не «убийственные». Те же апельсины с начала нынешнего года подешевели на 20%, их средняя стоимость обозначилась на отметке 85 рублей за килограмм.

Налегай на цитрус!

Лимоны килограммами покупают редко. Средняя покупка - две-три штуки (многие еще помнят то время, когда плоды продавались поштучно, по фиксированной цене за каждый).

На незатейливый вопрос социологов: «Чем вы руководствуетесь при покупке лимона?» - абсолютное большинство респондентов отвечают так же незатейливо: «Это самый полезный фрукт». Далее, как правило, следует перечисление «полезностей»: лимон хорош при простуде, от вирусов и бактерий; как «очиститель» для печени, желчного пузыря и всего организма в целом; отличное мочегонное средство. Кто-то, исходя, видимо, из сугубо личных проблем, уточняет, что «лимон помогает при изжоге с повышенной кислотностью», кто-то - «отличное средство для красоты кожи, волос, ногтей, зубов!». А под занавес: «Работоспособность поднимает. Наверное...»

Последнее абсолютно верно! И работоспособность поднимается, и настроение улучшается, стрессы и «депрессняки» уходят. Японцы провели эксперимент: в офисах разбрызгивали эфирные масла лимона и цитрусовых. Мало того что воздух освежился и очистился от болезнетворных микробов, люди меньше психовали, меньше уставали. И чаще улыбались...

А еще ученые, наверное, от нечего делать, выяснили, почему люди инстинктивно налегают на те или иные цитрусовые. Любители лимонов, по их словам, приверженцы стабильности. Малейшее отклонение от привычного распорядка выбивает их из колеи. Им больше нравится наблюдать, а не действовать; они слишком склонны замыкаться в себе. И как раз лимон может пробудить у таких лежебок интерес к жизни, помочь адаптироваться к новым людям и переменам.

Дальше в трактате говорится о слабых физических местах «лимонолюбов», о склонности их организмов к тем или иным недугам и о том, как с этими недугами с помощью того же лимона можно справиться. Но тут - без детализации и комментариев. Потому как сама - безумный «лимонолюб».

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в августе по сравнению с июлем почти не изменились. Однако с начала года они повысились на 3,2%.

Относительную стабильность обеспечило сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию. В целом оно составило 9,1%. Свежие помидоры подешевели на 34,7%, огурцы - на 22,1, капуста и морковь - на 16,5, свекла - на 16,2, лук репчатый - на 15,7%. Рост цен отмечался на сахарный песок - 3,4%, пшено - 2,4, крупу гречневую и масло сливочное - 2,2, соки - 2,0, консервы рыбные - 1,9, кофе растворимый - 1,8%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах августа составила 4520 рублей 55 копеек в расчете на месяц, что на 99 рублей 66 копеек ниже, чем в июле.

Из непродовольственных товаров наибольший рост цен отмечался на учебники - 11,3%, фломастеры - 8,7, карандаши - 5,8, тетради - 5,7, альбомы для рисования - 4,2%. Цены на медицинские услуги возросли в среднем на 1,0%. Из бытовых услуг подорожали печать цветных фотографий - на 1,3%, ремонт одежды - на 1,0, ремонт квартир и стирка белья - на 0,7, химчистку - 0,3%.

Услуги по автострахованию подешевели на 1,1%.


Скидки

В универсамах «7Я Семья» - скидочные акции «2 по цене 1» на колбасные изделия. Дешевле на 50% стали колбаски «Ветчинные» (400 г - 93 руб. 95 коп.) и ветчина «Питерская» (150 г - 54 руб. 90 коп). Цена действительна при единовременной покупке товара одного вида в количестве, кратном двум. Там же на 30% подешевела рулька свиная в специях (1 кг - 209 руб. 90 коп.); на 22% - лопатка говяжья без кости (1 кг - 349 руб.).

* В универсамах «Перекресток» - скидки на молочные продукты. На 35% подешевело молоко «Савушкин продукт» (жирн. 3,6, 1 л - 44 руб. 90 коп.); на 26% - сметана «Большая кружка» легкая (жирн. 10%, 330 г - 39 руб. 90 коп.); на 25% - биокефир «Большая кружка (жирн. 1%, 300 г - 20 руб. 90 коп.) и кефир «Простоквашино» (жирн. 2,5%, 500 г - 27 руб. 90 коп.). Лидер скидок - сыр рассольный «Сиртаки» - 50% (250 г - 79 руб. 90 коп.).

* В гипермаркетах «О,Кей» - скидки на овощи и фрукты. Дешевле на 33% стала свежая свекла (1 кг - 19 руб. 90 коп.); на 24% - картофель в сетке (5 кг - 75 руб. 90 коп.); на 20% - огурцы короткоплодные (450 г - 39 руб. 90 коп.). На 35% подешевел лук репчатый (1 кг - 12 руб. 90 коп.). Виноград черный сбросил с прежней цены 24% (1 кг - 89 руб. 90 коп.); слива фасованная - 23% (900 г - 49 руб. 90 коп.).

* В гипермаркетах «Карусель» можно сэкономить при покупке охлажденной и замороженной рыбы. На 37% подешевел сазан (1 кг - 129 руб.); на 33% - голец (1 кг - 199 руб.); на 28% - макрорус (1 кг - 179 руб.); на 25% - скумбрия (1 кг - 149 руб.). Дешевле на 51% стала сельдь в маринаде (400 г - 49 руб.); на 45% - килька пряного посола (300 г - 49 руб.).

ДАННЫЕ ИЗ КАТАЛОГОВ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ ПО СОСТОЯНИЮ на 10.09.2016


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (5785) от 12.09.2016.


Комментарии