Сертификат на сертификат

Потребовать в магазине сертификат на сыр/мясо/масло и т. д. – верх нашей покупательской въедливости. Увидел документ – успокоился. Как бы помягче выразиться... Это все равно что считать водительские права гарантией того, что шофер вас не угробит. Трудно (и жутковато) представить себе, в скольких случаях документ о безопасности – филькина грамота, поскольку продукция не проходила лабораторных испытаний. Вообще. Никаких.

Сертификат на сертификат | РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

И швец и жнец

Никакие испытания НЕ ПРОВОДЯТСЯ (именно так, заглавными буквами); истинные качество и безопасность продукции – НЕИЗВЕСТНЫ; Росаккредитация НЕ КОНТРОЛИРУЕТ деятельность поднадзорных организаций.

Все эти пункты – из заявления международной ассоциации «Антиконтрафакт». Еще хлеще выражается созданная в Москве ассоциация «СИЛА» (Союз Испытательных Лабораторий и органов по сертификации): «подрыв основ безопасности населения страны», «экономический развал отрасли технического регулирования», «стагнация отечественной промышленности».

В прошлом году ассоциация «СИЛА» провела что-то вроде расследования в нескольких городах. Именно «что-то вроде»: не требовалось особой дедукции, не пришлось сидеть в засаде и проч. Просто взяли реестр Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) и прошли по адресам нескольких вроде бы «подозрительных» организаций, которым доверено испытывать качество разного рода продукции и выдавать свидетельства ее безопасности. И обнаружили, что лабораторий там – нет.

Среди «засветившихся» в Петербурге – ИЛ (испытательная лаборатория) ООО «СПб-Стандарт». Перечень кодов продукции, которую имеет право проверять лаборатория, – на шести листах мелким шрифтом. Огромные масштабы. Одиннадцать областей аккредитации. От «пищевки» и мебели до транспортных средств. Можно себе представить, как должна выглядеть лаборатория, в которой проверяют и какие-нибудь биокультуры, и лифтовое оборудование.

Представить можно – увидеть нельзя. Едем с коллегами-журналистами в указанный в реестре адрес: по закону, там и только там должна находиться лаборатория (никаких «у нас здесь только офис, а лаборатория в Зазаборинске»). Бумажная ул., 4. Бизнес-центр. В маленьком офисе сидит другая контора с похожим названием, штампики и печати делает. Про лабораторию там ничего не слышали.

– По предварительным оценкам, в 2015 году «СПб-Стандарт» ежемесячно выпускал полторы – три тысячи протоколов испытаний, на основании которых регистрируются декларации о безопасности продукции. То есть здесь будто бы проводилось более 75 испытаний в день, – констатирует Станислав Плешаков, представитель ассоциации «Антиконтрафакт».

Росаккредитация появилась в 2011 году – от разных организаций (к примеру, Росстандарта) ей была передана функция аккредитации, в частности, испытательных лабораторий.

– На волне перехода из одного ведомства в другое появилось много организаций с очень большими областями аккредитаций, – комментирует Плешаков.

То есть возникла куча контор с правом проверять впечатляющую номенклатуру продукции. Казалось бы: «странные» лаборатории – тяжкое наследство, вынужденно принятое Росаккредитацией. Но, по закону, лаборатории должны каждые два года подтверждать свою компетенцию. Так что не продлить полномочия «небезупречных» лабораторий Росаккредитация могла уже неоднократно. К слову, территориальное управление Росаккредитации по Северо-Западу – в семи минутах ходьбы от офиса «СПб-Стандарт».

– Каким чудодейственным образом лаборатория «СПб-Стандарт» уже трижды проходила процедуру подтверждения компетенции, остается загадкой, – удивляется Станислав Плешаков.

Более того: в феврале 2015 года организация даже расширила область деятельности. Добавила себе право проверять безопасность колесных транспортных средств и запчастей к ним.


Алло, барышня...

Набираем номер сотового «СПб-Стандарт». Отвечает барышня. Говорим: «Хотелось бы оформить СБКТС».

СБКТС – свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Его надо получить, скажем, чтобы ввезти на территорию России подержанную иномарку. «Нам бы на «Фольксваген Tuareg» 2006 года...».

Совестно. Морочим барышне голову: машина заведомо безнадежная, «непроходная». Российские правила жестки, нельзя ввозить авто, которым больше пяти лет, – не соответствуют экологическим требованиям. Барышня просит написать электронное письмо, а эксперты, мол, решат. Нет-нет, говорит, на Бумажную приезжать не нужно...

Письмо по электронке мы отправили. Ответа не получили, но эксперимент вряд ли можно назвать чистым. Дело в том, что некоторое время назад такой ловлей на живца занималась петербургская компания, тоже орган по сертификации – «Респект». И тоже просили «Туарег». Формально говоря, «Респект» – конкуренты «СПб-Стандарт», но относительные: 16 лет работают только с транспортными средствами, никакой «пищевки». «Респектники» утверждают, будто бы им прямо по телефону и посулили сертификат на безнадежную машину.

Почему «Респект» провернул такую спецоперацию, понять можно. Компания входит в ассоциацию «СИЛА», которая была создана (цитируем) «для защиты интересов организаций, аккредитованных на проведение работ по подтверждению соответствия». То есть «Респект», у которого и отдельный корпус на Савушкина, и положенное оборудование, считает подрывом своих интересов деятельность «коллег», успешно обходящихся и без лабораторий.

– Как конкурировать, если передвижная лаборатория (для проверки автотранспорта. – Ред.) стоит 6 млн рублей, и у нас таких две, и надо тратиться на их содержание, на специалистов! А подобные ребята платят только девочке на телефоне, – говорит Андрей Селиверстов, представляющий «Респект». – Сертификат на транспортное средство у нас стоит 9 – 13 тысяч рублей, у них примерно столько же, но они его выдают без «лишних вопросов» и быстро. У нас на экспертизу минимум сутки уйдут.

– В Петербурге есть лаборатория по пищевым продуктам «Петэкс», государственная, – добавляет Станислав Плешаков. – Она купила новое японское оборудование за 15 млн рублей. Стоимость одного испытания – 2 тысячи рублей. Лаборатория работает за такую небольшую цену, чтобы не простаивать, потому что иначе заказов вообще не будет, все пойдут к «конкурентам».

Андрей Селиверстов руководит отделом, ответственным за проверку машин, в конструкцию которых были внесены изменения: не повлияла ли переделка (допустим, учебного автомобиля в обычный) на безопасность. В 40% случаев лаборатория дает отказ. Потому что машина требованиям безопасности «не соответствует». Получается, отказ не приговор: идешь в нужную контору, получаешь свой СБКТС и езжай себе по дорогам общего пользования.

– Я тесно работаю с техотделом управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти, так вот у них статистика по авариям учитывает только человеческий фактор и неисправность авто. Статистики по авариям, связанным с техническим состоянием транспортных средств, нет, – говорит Селиверстов.


Декларация и видимость

Извините, ликбез. Любая продукция (хоть импортная, хоть наша) для допуска на российский рынок должна подтвердить свою безопасность. Либо в форме сертификации, либо в форме декларации. Что-то подлежит только сертификации, что-то – только декларированию, что-то – на выбор (или-или), но принципиальная разница вот в чем: в случае сертифицирования ответственность несет орган, выдавший сертификат о безопасности. В случае декларирования – лицо (физическое, юридическое), которое подавало заявку на декларацию.

На Западе больше уважают декларацию: подразумевается, что если сам заявитель в случае чего готов возмещать ущерб – это весомый плюс. У нас в почете сертификат: он выдается третьим лицом (как считается, независимым) – организацией с лабораторией.

Восемь российских лабораторий, которые ассоциация «СИЛА» обвинила в «небезупречности», выдали только с января по апрель этого года около 30 тысяч документов, подтверждающих безопасность продукции. Каких именно документов? Правильно, деклараций. Которые, повторим, для органа сертификации не чреваты возмещением ущерба. Если что – декларант виноват.

Казалось бы, декларация (как и сертификат) подразумевает, что были проведены испытания. Но, как говорит гендиректор «Респекта» Владимир Михайловский, в последнем формате приказа Минэкономразвития РФ орган по сертификации проверяет только то, что декларант зарегистрирован на территории РФ.

Миссия: невыполнима?

Ассоциация «СИЛА», рассказывают, у себя в Москве в ходе расследования провернула фокус: сдобрила детский шампунь собачьими фекалиями и направила в аккредитованный орган по сертификации. Лабораторные испытания, видимо, прошли успешно – заявители получили документ, подтверждающий безопасность продукта.

Ну и что? С 2012 года те или иные организации, входящие в ассоциацию, пишут письма: председателю правительства РФ, министру экономического развития, уполномоченному при президенте РФ по защите прав потребителей, генеральному прокурору РФ. Получают ответы: «находится на контроле»; «предлагаем создать консультативный орган»; «ведутся проверки». Сама Росаккредитация заявила, что не уполномочена проводить административные расследования.

– Думаю, здесь может иметь место неисполнение функций со стороны Росаккредитации, – аккуратно формулирует Станислав Плешаков.

Его коллеги резюмируют: товаров с фиктивными декларациями многократно больше «честных». Звенья одной цепи: производителю невыгодно делать качественный продукт (затратно и по времени, и по деньгам), невыгодно проверять продукт в «честных» лабораториях (долго и могут «завернуть»), самим лабораториям невыгодно проводить «честные» испытания (кто пойдет к привередливым экспертам, если к его услугам непривередливые?)

У «Антиконтрафакта» и «СИЛЫ» – кипа запросов и жалоб в инстанции. Это можно считать банальной борьбой с конкурентами, но «борцы» не требуют ничего подозрительного: вывести организации с «признаками нарушений» в публичную плоскость.

Справедливости ради: Росаккредитация периодически приостанавливает, а то и прекращает деятельность проштрафившихся органов сертификации. Например, в период с января по апрель 2015 года была приостановлена деятельность 85 органов сертификации и испытательных лабораторий и прекращена деятельность 125.

Зато новых было аккредитовано 292.

И приостановление/прекращение деятельности нередко не заслуга Росаккредитации. Некоторые конторы искусственно приостанавливают свою деятельность, чтобы уже под новым именем (иногда чуть измененным старым) аккредитоваться заново и с чистого листа и без «историй» продолжить «предоставлять услуги».

...По некоторым сведениям, «СПб-Стандарт» сейчас находится в процессе реорганизации – присоединения к другому юридическому лицу.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5612) от 23.12.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны