Семь раз отмерь

Перечень медицинских изделий и техники из 101 наименования, предложенный Минпромторгом для импортозамещения, еще раз перепроверят. С пристрастием. Обсуждение документа продлится до 1 октября. Врачи же и пациенты считают, что далеко не все отечественные аналоги по качеству соответствуют зарубежным.

Семь раз отмерь  | ФОТО Kamira/shutterstock.com

ФОТО Kamira/shutterstock.com

Напомним, что ограничить закупки импортного оборудования Минпромторг РФ пытался еще три года назад. Первый проект запрещал доступ к торгам иностранным производителям и требовал локализации производства в России.

Еще одна подобная инициатива была высказана в 2013 году. Но документ не был поддержан ни парламентариями, ни Министерством здравоохранения. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова тогда заявила, что «не вызывает сомнения, что нашей стране необходимо развивать отечественное производство медицинских изделий и импортозамещение. Однако очевидно, что это не должно негативно отражаться на качестве оказываемой россиянам медицинской помощи».

Но уже весной прошлого года Минпромторг вновь вернулся к этой теме, предложив, в частности, запретить госзакупки медицинского импорта, если в стране имеются отечественные аналоги. Тогда в список попали компьютерные томографы, электрокардиографы, анализаторы глюкозы, хирургические иглы, шприцы-инъекторы с инъекционными иглами и без них, микрохирургические ножницы, твердосплавные зубные боры, микрохирургические пинцеты, микрохирургические инструменты для офтальмологии, устройство для переливания крови, кровезаменители, импланты для остеосинтеза.

Такое табу, как считали в ведомстве, должно поддержать отечественное производство и привлечь инвестиции, чтобы зарубежные компании размещали производство медтехники в России. В противном случае Россия никогда не слезет с импортной иглы (сейчас импортная медтехника занимает от 60 до 80% рынка).

Это постановление, известное больше как «закон о третьем лишнем», вступило в силу 5 февраля этого года.

А в начале августа Минпромторг вынес на общественное обсуждение еще один проект поправок, дополнив список дефибрилляторами, передвижными рентгеновскими аппаратами, инкубаторами интенсивной терапии для новорожденных, ультразвуковыми сканерами, протезами, тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови, аппаратами искусственной вентиляции легких, ингаляционного наркоза, обширным спектром перевязочного материала и антисептиков, предназначенных для пациентов с ранами, пролежнями, ожогами. И почему-то презервативами.

Естественно, что расширение перечня было принято в обществе неоднозначно. Сторонники идеи импортозамещения говорили о национальной безопасности, а противники – об ее катастрофических последствиях.

Первыми забили тревогу благотворительные фонды, помогающие больным и пожилым людям. Они предупредили: в результате запрета сорвутся планы по закупке переносных компактных модификаций аппаратов ИВЛ, которыми пациентам можно пользоваться дома. У нас они не производятся в принципе. И составили петицию на имя премьер-министра с требованием не расширять перечень иностранных медизделий, запрещенных для госзакупок, и пересмотреть постановление, принятое в феврале 2015 года.

Реакция врачей тоже была предсказуемой. Большинство уверены, что запрет не только обернется резким ухудшением качества медицины, но и расколет пациентов на богатых и бедных, потому что запрет на закупку импортного оборудования и расходных материалов распространяется только на средства государственного бюджета. Значит, частные клиники будут иметь все лучшее, а государственные окажутся отброшенными на много лет назад.

Сами пациенты от инициативы Минпромторга также не в восторге. Как показал опрос, проведенный Левада-центром, против запрета на закупку иностранной высокотехнологичной медтехники высказались 63% респондентов; за – только 26%, а неопределившихся – 12%. Относительно табу на закупки предметов медицинского назначения (костылей, перевязочных материалов, ортопедической обуви, протезов) мнения распределились так: 33% – «за», 55% – «против» и снова 12% неопределившихся.

Кроме этого против расширения перечня выступили Министерство экономического развития РФ (МЭР) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которые заявили, что предложенные поправки с ними не согласованы. При этом ФАС не видит обоснований для расширения, а МЭР рекомендует доработать весь перечень медизделий, запрещенных для госзакупок.

В правительстве же Петербурга считают, что в городе можно создать предприятия по производству медизделий, с помощью которых решалась бы проблема импортозамещения. По словам вице-губернатора Ольги Казанской, фармпредприятия Петербурга смогли выйти на высокий уровень. И в сфере медицинских изделий можно ждать таких же перемен. «Город готов оказать всяческую поддержку таким производствам». В правительстве города также подчеркнули, что отбор отечественных медизделий для импортозамещения должен производиться постепенно и тщательно, чтобы из-за этого не страдало качество медицинских услуг.

Минпромторг взял до 1 октября паузу, пообещав проанализировать все предложения. Не дожидаясь решения ведомства, 2 сентября премьер-министр России пообещал, что Россия продолжит закупать медицинскую технику за границей до тех пор, пока не появится полная уверенность в наличии аналогичной по цене и качеству отечественной продукции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (5545) от 16.09.2015.


Комментарии