Секреты Родины, оптом и в розницу

Советского Союза нет на карте уже почти четверть века, но продукция его оборонной промышленности еще очень даже жива и активно используется в армиях разных стран. То, что для нас уже вчерашний день, для других – едва ли не последнее слово техники. Естественно, технику нужно обслуживать и ремонтировать. Для чего налажена система поставки соответствующей документации. Разумеется, под строгим контролем государства, за отдельные деньги и не в полном объеме (есть информация секретная, и ее мы не продаем даже стратегическим партнерам). Нашлись, однако, ушлые люди, которые эту функцию у государства перехватили и начали торговлю ценными документами самостийно. А деньги, разумеется, стали класть себе в карман.

Секреты Родины, оптом и в розницу | Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Друзья по бизнесу

Доходный бизнес, как следует из материалов уголовного дела, освоили бывшие военные моряки – капитан 1-го ранга запаса Владислав Никольский и капитан 2-го ранга запаса Василий Черный. Оба они когда-то служили на Черноморском флоте, пережили и советскую, и постсоветскую эпоху. Естественно, сохранили дружеские связи с украинскими моряками. Со временем те тоже стали гражданскими людьми, и некоторые из них нашли выгодный бизнес – стали продавать морскую документацию за границу. Предложили подзаработать и российским друзьям. Долго их уговаривать не пришлось.

В Севастополе, тогда еще украинском, было создано коммерческое предприятие с филиалом в Петербурге. Примерно в 2005 – 2006 годах директором данного филиала стал Черный. Следователи считают, что он и привлек старого приятеля Никольского к поиску различной технической документации, представляющей интерес для хозяев указанной фирмы. Разумеется, за приличные деньги.

В тот период Никольский занимался научной работой – был профессором кафедры основ государственного управления Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций, но ради денег охотно от науки оторвался. Данная когда-то присяга на верность Родине, увы, из его памяти явно стерлась.

В числе прочего (как значится в следственных документах, «не позднее 28 июля 2010 года») Никольский и Черный получили задание добыть «Указатель нормативных документов по военному кораблестроению», имеющий гриф «секретно». Данный перечень – фактическое руководство по разработке, созданию, эксплуатации и списанию военных кораблей. И хотя он был выпущен в 2006 году, тем не менее сохраняет актуальность для стран, использующих нашу военную технику того времени. Имеющиеся в нем ссылки на ведомственные стандарты – прямое руководство к действию для иностранного разведчика. Секретная информация содержится иногда даже в самих названиях перечисляемых там нормативных документов.

Никольский сделал несколько попыток выполнить задание, используя свои старые связи в разных военно-морских НИИ. Получилось не сразу – желающих совершить явно противозаконные действия пришлось поискать. В конце концов слабое звено найти удалось – им оказался начальник 24-го отдела 1-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации Владимир Цурганов. Когда-то Никольский был научным руководителем его кандидатской диссертации, и благодарный ученик согласился помочь своему учителю совершенно бескорыстно.

28 июля 2010 года Цурганов получил указатель в научно-технической библиотеке своего учреждения и скопировал на служебном ксероксе 44 страницы из 56. А вечером того же дня на выходе из станции метро «Проспект Ветеранов» передал полученные копии Никольскому. Тот в знак признательности подарил бывшему ученику свою книгу-справочник «Военные флоты мира 2009 – 2010».

Полученные бумажные носители Никольский отсканировал и тут же уничтожил, а электронные копии перенес на флеш-карты. Потом загрузил сканы в электронный почтовый ящик, а адрес и пароль доступа к нему сообщил Черному. Тот, по версии следствия, и передал эти сведения некоему гражданину Украины (фамилию его следствие пока не называет), который вскоре все 44 страницы благополучно скачал.

Общая сумма вознаграждения, полученного за проделанную работу бывшими российскими моряками (а по меркам Уголовного кодекса – изменниками Родины), не установлена. Известно только, что Никольскому от Черного досталось 70 тысяч рублей.

Заработали на «Зубре»

Вскоре Никольский снова обратился за помощью к Цурганову. На этот раз его интересовали ремонтная документация на десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», списки и документы по борьбе за живучесть на корабле и программа испытаний индийского авианосца проекта 11430. Цурганов нашел все, кроме документации на «Зубр». За услугу Никольский вручил ему 2 тысячи долларов.

А «Зубром» друзьям пришлось заняться отдельно. Казалось бы, это задача не такая и сложная. Разработанный еще в 1988 году, корабль состоит на вооружении многих стран, и документация на него не содержит грифов секретности. Но передать за границу ее можно только при соблюдении соответствующей процедуры – официально, при наличии лицензии «Рособоронэкспорта». И, разумеется, с перечислением денег в доход государства.

Надо ли говорить, что подельники нашли возможность с государством не делиться. Помощь согласился оказать начальник отдела технической документации ОАО «51-й центральный конструкторско-технологический институт судоремонта» («51 ЦКТИС») Вячеслав Родионов.

Для прикрытия было создано некое ООО «Гарант», генеральным директором которого стал Никольский. Как установило следствие, «реальной хозяйственной деятельности оно не вело, права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения не имело». ООО подало заявку на имя директора данного института на получение материалов по кораблю проекта 1232. От номера проекта «Зубр», обратим внимание, он отличался лишь отсутствием одной двойки на конце. Но разница была принципиальная – запрошенные сведения по данному кораблю не относились к тем, «которые могут быть использованы при создании иного вооружения, иной военной техники». Разумеется, положительная резолюция была получена.

За работу Родионов потребовал 2 тысячи долларов. А получив их, номер обозначенного в заявке проекта «перепутал» и начал копировать документацию по «Зубру». Подключил даже своих подчиненных, которых использовал «втемную». Потрудиться им пришлось основательно – объем документов составлял ни много ни мало 13 тысяч листов. 5 тысяч из них были предоставлены заказчику в бумажном виде, остальные либо отсканированы, либо сфотографированы.

Никольский систематизировал полученную информацию, бумажные листы перевел в электронную форму, разместил все это на нескольких электронных почтовых ящиках, а их адреса и пароли переслал заказчику при помощи SMS. Вскоре документация по «Зубру» была уже в «нужных» руках. За что питерские исполнители данной акции получили на всех 4,5 миллиона рублей. Между тем ущерб охраняемым правам и законным интересам ОАО «51 ЦКТИС», выразившийся в виде упущенной выгоды, составил не менее 3 488 700 рублей.

Тайник в форзаце

С определенного момента вся эта деятельность оказалась в поле зрения сотрудников ФСБ. Скрупулезная оперативная работа (в первый и, грустно вздыхают наши чекисты, наверное, последний раз) шла совместно с коллегами из службы безопасности Украины. 5 октября 2012 года одновременно в двух странах прошли задержания и обыски. Были изъяты сим-карты, накопители данных, компьютеры, разного характера записи. Проведенные впоследствии экспертизы позволили документально проследить всю цепочку преступных действий.

В квартире Никольского, кстати, обыск пришлось проводить дважды. В результате было обнаружено два тайника – один в форзаце морского справочника, другой – в пульте от телевизора. Именно там и находились флеш-карты, содержащие все отправленные на Украину документы. Помимо этой изощренной конспирации чекистов поразило и то, что квартиру пересекала находящаяся под прицелом видеокамер граница. Сам хозяин «владел» комнатой и туалетом, а его жена и дочь – двумя комнатами и кухней. Стоит ли удивляться, что домашние не сильно огорчились, когда их муж и отец отправился за решетку.

Вопрос же о мере пресечения для Никольского решал тот самый Выборгский районный суд, который еще в 2008-м дал ему год колонии за экстремистскую деятельность. Своих национал-патриотических убеждений Никольский не скрывал. Изменять Родине за деньги это, однако, ему не помешало.

Никольский, Черный и Родионов были обвинены в контрабанде, а первые двое – еще и в госизмене в форме шпионажа. Разглашение государственной тайны вменили и Цурганову. В дальнейшем, правда, пути подельников разошлись.

Черный, на тот момент уже серьезно больной человек, скончался в период следствия. Родионов заключил досудебное соглашение и получил 6 лет условно с испытательным сроком 4 года и штрафом 400 тысяч рублей. Дело Цурганова слушал Ленинградский окружной военный суд, и 10 июля 2014 года он приговорил его к 3,5 года лишения свободы. Никольского судил Городской суд Санкт-Петербурга, который 4 декабря 2015 года назначил ему наказание 8 лет строгого режима. Недавно приговор вступил в законную силу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 072 (5689) от 25.04.2016.


Комментарии