Секреты киноляпов

Почему лилльский палач, казнивший Миледи в кинофильме «Д’Артаньян и три мушкетера», был ненастоящим? Чем провинились перед режиссером гвардейцы кардинала? И, наконец, зачем Семену Семеновичу Горбункову из «Бриллиантовой руки» трофейная итальянская «Беретта»? Ответы на эти и другие вопросы можно найти на выставке «Оружие киногероев» в Военно-историческом музее артиллерии.

Секреты киноляпов | Два пулемета, с которыми одновременно управлялся герой «Белого солнца пустыни»: справа - «Льюис», слева - «Дегтярев». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Два пулемета, с которыми одновременно управлялся герой «Белого солнца пустыни»: справа - «Льюис», слева - «Дегтярев». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Наши экспонаты с давних пор участвуют в кино, - рассказал замдиректора Сергей Ефимов. - Они особенно востребованы при съемке массовых батальных сцен. Если приглядеться, то в отдельных кадрах фильма «Гамлет», который вышел на экраны в 1964 году, на доспехах, мечах и пистолетах можно даже заметить инвентарные бирки нашего музея. А на выставке мы представили кинжал для левой руки - дагу, которую носил Гамлет, блистательно сыгранный Иннокентием Смоктуновским.

Впрочем, ради зрелищности и эффектности киношники нередко жертвуют исторической достоверностью. Например, в «Войне и мире», которую снимал Сергей Бондарчук, потребовалось вооружить кремневыми ружьями огромную массу людей, игравших солдат самых разных армий - русской, французской, прусской, австрийской. Из музеев «выгребали» все подчистую, но даже этого количества ружей не хватало, и ими вооружали только первые ряды бойцов. А остальным давали в руки обыкновенные мосинские винтовки советского образца. Иногда их гримировали под кремневые ружья, иногда - нет. При этом русские и французы еще и маршировали в современных кирзовых сапогах...

- Вот подлинное кремневое ружье образца 1808 года: именно с ними русские солдаты сражались против войск Наполеона, - показывает Ефимов. - А в дальних рядах солдат русской армии в фильме «Война и мир» отчетливо видны вот такие мосинские трехлинейки. Кстати, они перекочевали в знаменитое кино «Формула любви»: ими вооружены солдаты, которые арестовывают графа Калиостро. И в руках национальных гвардейцев в «Узнике замка Иф» тоже такие винтовки, хотя они появились только через сто с лишним лет после изображаемых событий.

Еще один прокол в «Войне и мире» - в сцене дуэли Пьера Безухова с Долоховым. Они вышли на поединок с капсульными пистолетами, появившимися не ранее конца 1830-х годов, хотя действие фильма происходит в самом начале XIX века. Тогда дуэлянты могли стрелять только из кремневых пистолетов.

Настоящей «энциклопедией киноляпов» специалисты по оружию считают любимый фильм «Д Артаньян и три мушкетера», вышедший на экраны в 1978 году.

- Эти проколы не портят фильм, который и сегодня смотрится на одном дыхании, но для знатоков выглядят курьезно, - считает Ефимов. - Несмотря на то что в фильме были достаточно грамотно поставлены фехтовальные трюки, складывается впечатление, что оружие зачастую использовали то, что просто оказывалось под рукой. Особенно обидели гвардейцев кардинала: у них в руках - спортивные рапиры советского времени. А некоторым, по-видимому, не хватало и их, и они пользовались какими-то бутафорскими имитациями.

Шпаги знаменитой четверки лишь отдаленно напоминают настоящее оружие королевских гвардейцев 1620-х годов. Помимо этого в фильме можно увидеть, что Атос, Портос, Арамис и д Артаньян лихо выхватывают из-за пояса капсульные пистолеты, которые появились только двести лет спустя... Но самый явный прокол - в эпизоде с лилльским палачом, которого мушкетеры позвали казнить Миледи. В руках в него оказывается огромный двуручный меч.

- Позвольте: такое оружие использовали пехотинцы-ландскнехты, да и то лишь в пехотных сражениях! Эти мечи никогда не использовались для казней - они просто не предназначены для «заплечных дел»... «Штатный» меч палача - короткий, длиной не более метра, отточенный как бритва, но с затупленным концом, поскольку не предусматривал колющий удар - только рубящий, - говорит один из кураторов выставки Федор Зорин.

Несколько интересных и загадочных моментов в ставшем классикой «Белом солнце пустыни». В руках у Сухова - ручной пулемет системы Льюиса. Но в тех сценах, когда начинается пальба, он почему-то «превращается», если проследить по стоп-кадрам, в пистолет-пулемет системы Дегтярева, просто загримированный под «Льюис». А у белогвардейского офицера, которого таможенник Верещагин выбросил из окна, на поясе почему-то не сабля, а катана - длинный японский меч. Сатира?

Много несоответствий находят специалисты-оружейники и в культовом сериале о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

- Едва ли в руках Шерлока Холмса мог появиться револьвер системы «Наган» образца 1895 года! - восклицает Федор Зорин. - Ведь действие первых серий фильма разворачивается как минимум лет на десять раньше. И еще один забавный казус: миссис Хадсон, обращаясь к Холмсу, произносит свою коронную фразу: «Патронов тридцать восьмого калибра не будет до следующей недели». Но ведь у «Нагана» совсем другой калибр!

Есть на выставке и точно такой же пистолет, как тот, что незадачливый Семен Семенович Горбунков из «Бриллиантовой руки» получил от сотрудника милиции - «на всякий пожарный». Причем было это почему-то не штатное оружие милиции, а итальянская «Беретта». Во время войны было захвачено много таких пистолетов, и гипотетически можно предположить, что Горбункову для самообороны могли выдать такой трофейный экземпляр...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (5824) от 07.11.2016.


Комментарии