Сделке добавят прозрачности

«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» – один из самых первых правовых актов в постсоветской России. Введен в действие он был еще 11 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ за подписью его председателя Руслана Хасбулатова. С тех пор закон, разумеется, многократно корректировался. Очередная и довольно внушительная порция изменений вступила в силу 13 июля нынешнего года. О том, что это дало клиентам нотариальных контор, обозреватель нашей газеты Михаил РУТМАН поговорил с президентом Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Петром ГЕРАСИМЕНКО.

Сделке добавят прозрачности  | ФОТО Елены ЧЕРКАСОВОЙ предоставлено Нотариальной палатой СПб

ФОТО Елены ЧЕРКАСОВОЙ предоставлено Нотариальной палатой СПб

– Прежде всего, Петр Васильевич, объясните, пожалуйста, чем была вызвана необходимость столь радикальной корректировки закона?

– Изменения в основном касаются рынка недвижимости. Законодатель явно обеспокоен тем, что этот рынок становится все более непрозрачным, а значит, и более опасным для его участников. В договорах о покупке жилья, к примеру, фигурируют одни суммы, в действительности же покупатели платят другие. Огромные деньги находятся в теневом обороте, укрываются от налогообложения.

– Как же может с этим бороться институт нотариата?

– Здесь предусмотрена целая система мер. К примеру, чтобы обеспечить финансовую прозрачность сделки, теперь вместо банковской ячейки или аккредитива используется депозит нотариуса. Разумеется, туда будет положена именно та сумма, которая обозначена в договоре. Кроме надежности и удобства это еще и существенно дешевле. Услуга стоит полторы тысячи рублей, тогда как аренда банковской ячейки начинается от 3 тысяч, а использование аккредитива – от 17 тысяч. Замечу, что этот депозит может использоваться и для сделок, которые совершены не в нотариальной форме.

– Помнится, было много разговоров о введении обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью. Так эта тема в воздухе и повисла?

– Не думаю, что это получится, по крайней мере в ближайшее время. Да, наверное, и не нужно всех людей «строить в одну шеренгу». Кому-то кажется более удобным и привычным заключать договоры в простой письменной форме. У кого-то есть хороший юрист, который сможет обеспечить грамотное оформление документов...

Конечно, нотариальная форма очень желательна для наиболее уязвимых категорий граждан. Еще в 2003 году прокуратура Петербурга выходила с предложением сделать ее обязательной для сделок с участием несовершеннолетних. Но предложение не прошло. Думаю, в торможении этого процесса играют роль интересы риелторов и юридических фирм, которые также зарабатывают на оформлении сделок.

Тем не менее Петербург – на первом месте в России по числу сделок, заключенных в нотариальной форме. Кстати, стоимость этой услуги теперь резко упала. В первые годы формирования рынка недвижимости она доходила до 4% от стоимости продаваемого объекта, теперь – десятые доли процента, но не более 50 тысяч рублей для родственников и 100 тысяч для посторонних лиц.

– Законодатель явно «намекает» гражданину, что обращение к нотариусу – выгоднее и удобнее...

– Да, проведение сделок с недвижимостью становится гораздо более простым. Нотариус сейчас сам может представлять документы на регистрацию. До недавнего времени, напомню, это было делом самого клиента. Он либо лично стоял в очереди на регистрацию, либо поручал это представителю риелторской фирмы за дополнительную плату. Более того, по сделкам, заключенным в нотариальной форме, сроки регистрации теперь сокращены до трех дней. А если документы подаются в электронном виде, то до одного дня. Раньше, напомню, ждать нужно было несколько недель, а то и месяц. Потом этот срок сократили до десяти рабочих дней.

– А теперь – до одного! За счет чего это предполагается обеспечить?

– Раньше для регистрации документов необходимо было провести правовую и техническую экспертизу. Теперь этого не будет, потому что данные действия предварительно проведет нотариус. Предполагается также интенсификация труда регистраторов за счет использования новых технологий. К сожалению, пока Росреестр не выдерживает эти сроки, но сокращение уже наблюдается.

– Под новыми технологиями понимается использование электронного документооборота?

– В том числе и это. Отныне нотариус сам собирает ряд документов для проведения сделок с недвижимостью и не вправе требовать эти документы от граждан. В первую очередь речь идет о выписке из Государственного реестра прав на недвижимость и кадастровых паспортов. Раньше человек должен был сам их получать и платить за каждую такую бумажку от пятисот до тысячи рублей. Теперь нотариус просто заходит со своего компьютера в соответствующие базы данных и необходимый документ получает за считанные секунды. Услуга для гражданина бесплатная.

– А сам он не может зайти в эти базы?

– Может, если получит так называемую усиленную электронную подпись.

– Закон подталкивает граждан к овладению компьютерными технологиями!

– Не только граждан, но и самих нотариусов. Кстати, у них теперь появилось право обеспечивать (то есть заверять своей подписью) доказательства, в том числе полученные через Интернет. Эта услуга становится все более востребованной и необходимой. Скажем, в Сети распространяется информация, дискредитирующая человека или организацию. Нотариус может зафиксировать ее на бумаге либо на электронном носителе, и это будет являться законным доказательством в суде.

– Разве раньше этого не было?

– Было, но с одной оговоркой, сильно осложнявшей возможности сторон судебного процесса. Обеспечением доказательств нотариус мог заниматься только на досудебной стадии. Если же рассмотрение иска уже началось, то делать это имел право только сам суд. А у судьи, как правило, нет времени, а часто и просто технических возможностей. Теперь же к услугам нотариуса гражданин может прибегнуть независимо от того, начался суд или нет.

– Что ж, все это замечательно. Но нотариус – тоже живой человек. Вольно или невольно может ошибиться...

– Наши риски были застрахованы всегда. Нотариус отвечает за ошибки всем своим имуществом. Плюс к этому он должен застраховать свои действия на 2 миллиона рублей. Но в Петербурге мы договорились, что эта сумма составит 5 миллионов. Теперь же в связи с внесенными в закон изменениями страховка становится трехуровневой. Кроме самого нотариуса еще на 1,5 миллиона его страхует региональная нотариальная палата, в которой он работает. А также создается гарантийная касса нотариусов, из которой будет оплачиваться возможный ущерб от неверных действий кого-то из них. Общая сумма страховки достигает 100 миллионов рублей.

– Часто ли наступают страховые случаи?

– Слава богу, нет. Ошибки, а тем более злоупотребления, становятся все более редкими. Раз в четыре года каждый нотариус проходит очень серьезную проверку со стороны Нотариальной палаты и Министерства юстиции. И знаете, результаты у нас все лучше и лучше...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5585) от 12.11.2015.


Комментарии