Сдавайся, лох?!

Этот сюжет из популярного некогда тележурнала «Фитиль» наверняка помнят многие. Его авторы взяли несколько новеньких, абсолютно исправных телевизоров и из каждого вынули маленькую деталь - резистор. А потом развезли эти телевизоры по разным мастерским ремонта. «Диагнозы», поставленные мастерами, оказались самыми невероятными, цены за ремонт колебались от средних до почти астрономических. Правильно назвал неисправность и назначил адекватную цену только один мастер - молоденький мальчик, недавний выпускник ПТУ, который просто еще «не научился работать».

Сдавайся, лох?! | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Впрочем, в те далекие годы многие люди (в основном с инженерным образованием, но часто и без оного) с ремонтом телевизоров справлялись сами. Схемы были доступны, детали свободно продавались в магазинах и на барахолках. То же самое касалось и другой бытовой техники - радиоприемников, проигрывателей, магнитофонов и т. д. Автолюбители спокойно залезали в чрева своих автомобилей - чистили, заменяли неисправные детали, устанавливали самопальные системы электронного зажигания и прочие навороты.

Те времена, увы, давно прошли. Да, конечно, можно из любопытства открутить несколько винтов и залезть в современный телевизор или компьютер. Но - как откроешь, так и закроешь. Максимум на что способен обычный человек - это сдуть пыль с открывшихся его взору электронных «потрохов».

Про автомобили нечего и говорить. Знание их устройства у 90% владельцев ограничивается горлышком, в которое вставляется заправочный «пистолет», и бачком, куда заливается стеклоочиститель. Помните анекдот про «новых русских»? «Пепельницу вытряхнул?» - «Вытряхнул...» - «По колесу ногой постучал?» - «Постучал...» - «И все равно не едет?» - «Не едет...» - «Ну тогда не знаю...»

Кое-кто еще умеет сам заменить пробитое на дороге колесо, но большинство предпочитают без крайней необходимости не рисковать и вызывают аварийку.

Мы - в плену у специалистов. У них не только знания и навыки, но и не доступная нам, порой весьма сложная, аппаратура, без которой к современной технике не подступишься. Хочешь не хочешь, а приходится этим людям доверять. И нет никакой гарантии, что вышеприведенный сюжет из «Фитиля» не повторится. А как вы, правда, проверите обоснованность цены, которую вам «зарядили» в автосервисе? Как определите, что вам поставили новую фирменную деталь, а не паленую китайскую или купленную где-то на разборке?

Своим монопольным правом обслуживать непросвещенных людей специалисты разного профиля пользуются на всю катушку. И сплошь и рядом им злоупотребляют. Вызванный вами мастер-компьютерщик, посмотрев ваш системный блок, горестно разводит руками: «Чинить это смысла нет. Надо все менять!». И показывает на экране данные тестовой программы (скорее всего, фейковой): «Вот видите, все параметры за красной чертой!». Берет деньги на новый блок и пропадает.

Врач, ознакомившись с результатами ваших анализов, прописывает вам дорогой заграничный препарат. А когда вы, блеснув эрудицией, робко говорите ему про дешевый отечественный аналог, он смотрит на вас с жалостью: «Ну, батенька, решайте сами. Фирменное - это фирменное, а российское - это российское. Здоровье-то ваше, а не мое...». Ну и что вы в итоге купите?

Юрист, с которым вы заключили договор на ведение сложного дела, получив деньги, неожиданно теряет к вам интерес. Работает он реально или не работает, проверить вы не можете. Жаловаться на него другому юристу? А где гарантия, что он лучше?

И совершенно при этом не важно, что этот юрист завтра пойдет к тому врачу, и тот ему впарит дорогущие таблетки. А врач вызовет того компьютерщика, и он, не моргнув глазом, обдурит его точно так же, как вас.

По большому счету мы все (разумеется, те, кто работает) друг друга обслуживаем. И в общественном сознании потихоньку должна бы созреть мысль, что если дуришь ты, то дурят и тебя, и лучше бы в этом деле всем разом как-то остановиться. Но, поскольку идея о Божьем наказании (а на иное здесь рассчитывать не приходится) нынче не популярна, никто не связывает свою неудачу с тем, что он творит сам с другими людьми. «Обуть» лоха - святое дело, но самому оказаться лохом - «Ах вы, гады!».

Стенать и плакать здесь бесполезно - мир стремительно усложняется и катится ко все более узкой специализации. И не надейтесь, что вас кто-то будет жалеть. Наоборот, чем больше благ цивилизация вам предоставляет, тем сильнее в вас будут вцепляться щупальца прожорливых «слуг». Более того, эту зависимость будут еще и искусственно усугублять.

Мой бывший одноклассник - хозяин мастерской по ремонту электроинструмента. О дрелях, перфораторах и прочем жужжащем за долгие годы работы он узнал все, что можно и нельзя. Как-то я спросил его, куда движется технический прогресс в этой области.

- Тенденций, в общем, две, - ответил он серьезно. - Технику, во-первых, специально делают недолговечной - так, чтобы она ломалась сразу после гарантийного срока. Во-вторых - неремонтопригодной, чтобы никакой домашний умелец сам не починил. С паяльником не подлезешь - надо делать поблочную замену. А это только в мастерской и за хорошие деньги.

Разумеется, мой приятель не бедствует (как, надеюсь, и тот, уже научившийся «правильно работать» мальчик из «Фитиля»), хотя он и далеко не миллионер. Ведь стоит ему выйти за пределы своей мастерской - он становится таким же лохом, как вы и я.

#бытовая техника #ремонт #оплата

Комментарии