Сам свой боцман, матрос, капитан...
Самозанятость – явление относительно новое на российском рынке труда. И практически не исследованное. Дело в том, что официальная статистика не отражает реальной картины: значительное количество таких людей работают без официальной регистрации, а значит, и вне налогового поля. К тому же самозанятыми считают себя как те, кто имеет собственное дело, так и те, кто, состоя в штате у какого-либо работодателя (де-факто или де-юре), занимается чем-то приносящим дополнительный доход. Более того, в эту категорию могут попадать горожане, и вовсе числящиеся безработными! Все эти аспекты и постарались учесть исследователи из аналитического центра «Эксперт. Северо-Запад» и компании Amway, взявшиеся проанализировать, сколько таких работников в нашем городе, чем именно они занимаются и каковы тенденции самозанятости.
60%самозанятых мотивируют свой выбор желанием самостоятельно планировать свою жизнь, вырваться из жесткого графика и рабочей иерархии.
ФОТО сайта professionali.ru
Люди-тени
Итак, кто в Петербурге работает на себя?
По данным городского комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, к началу второго полугодия 2014 года в Петербурге было 105 263 предпринимателя без образования юридического лица. Это эквивалентно 3,7% экономически активного населения города. Количество официально зарегистрированных самозанятых порядка 130 тысяч человек. По мнению исследователей, к ним следует добавить еще около 430 тысяч (15% работающих по найму), которые являются частично самозанятыми.
Среди опрошенных 60% ведут свою деятельность без регистрации и делают это по нескольким причинам. Половина респондентов не желают заниматься бумажной волокитой, бухгалтерией, отчетами. Далее следуют такие резоны: возможность добровольно заниматься делом, приносящим дополнительный заработок, не попадая в поле зрения налоговых органов; «состояние моей занятости нерегулярное»; «у меня есть постоянная работа, и я оформлен по ТК, а самозанятость – это хобби, приносящее удовольствие и дополнительный доход».
Не всегда обеспечен,
зато лично свободен
А вот мотивации, которые побудили людей начать заниматься своим делом (вне зависимости от степени самозанятости – полной или частичной).
Мотивы-лидеры – «желание планировать свою жизнь, вырваться из рабочей иерархии», «стремление заниматься любимым делом» и «понимание, что сам заработаю больше». Низкий уровень зарплаты при наемном труде и проблемы по основному месту работы (нестабильность предприятия или всей отрасли) расположились на 4 – 5-м местах. И 2,5% – самые, пожалуй, вольнолюбивые граждане, они выбрали ответ: «Никогда не был наемным работником, сразу ушел в свободное плавание».
Личная свобода, самореализация и отсутствие служебной бюрократии, таким образом, являются чрезвычайно важными для категории самозанятых и превалируют над чисто денежной мотивацией.
К слову, доходы при такой форме работы не так уж велики. До 10 тысяч рублей в месяц (за вычетом расходов) имеют 17,5% самозанятых, от 10 до 20 тысяч – 5%, еще 17,5% – от 20 до 40 тысяч, от 40 до 60 тысяч и от 60 до 100 – по 20%, и только у 10% доход составляет более 100 тысяч рублей в месяц.
Неудивительно, что, по собственному признанию, не могут содержать себя треть самозанятых, 45% способны содержать только себя, и лишь доходы 22,5% позволяют содержать семью.
Женский аспект
С начала 1990-х годов берет начало тенденция к феминизации микробизнеса в форме самозанятости. С распадом СССР и фактической потерей социальных гарантий, во времена массовых задержек зарплат и пенсий многие женщины были вынуждены содержать иждивенцев (детей, родителей). Не секрет, что так называемые челноки 1990-х годов в подавляющем большинстве были женщинами, причем вне зависимости от профессии.
Но если в 1990-х годах на этот путь их толкала жизненная необходимость, надо было просто выживать, то с 2000-х годов на первый план стала выходить потребность в самореализации.
Социологические исследования показывают, что среди предпринимателей женщины отличаются законопослушностью, надежностью, ответственностью, они охотно используют советы более опытных коллег, легче вписываются в незнакомую среду, придают большее значение межличностным отношениям, за счет чего выигрывают в освоении новых ниш рынка.
У женского предпринимательства, по результатам опроса руководителей, есть неоспоримые преимущества, связанные с тем, что женские технологии управления более адаптированы к современным условиям нестабильности и неопределенности, характерным для России переходного периода. Что значит «женские технологии»? Это коммуникабельность, эмоциональная ориентация на клиента, умение устанавливать доверительные отношения, отсутствие установки «победа любой ценой». Таким образом, женское лидерство отличается от мужского: если мы возьмем харизматичного лидера-вдохновителя и традиционно сильного лидера, то с высокой долей вероятности первым явится женщина, вторым – мужчина.
Портрет фрилансера
Мощный толчок фрилансерству и самозанятости дал кризис 2008 – 2009 годов. Многие компании именно тогда стали нанимать сотрудников на короткие сроки, понимая, что пусть они заплатят больше, но по крайней мере не понесут постоянных издержек. Так, попали под сокращение менеджеры по продажам (прежде они были исключительно штатными работниками), но их начали привлекать на конкретные проекты по временным контрактам (без трудоустройства).
Вообще временный наем – популярная мера в кризисных ситуациях. Как правило, фрилансеры обходятся компании на 25% дороже, но они в основном используются более эффективно, так что в краткосрочной перспективе заказчики ничего не теряют.
В ходе исследования опрашивались «чистые» фрилансеры, для которых самозанятость является единственным источником дохода.
Их обобщенный портрет таков. 64% имеют высшее образование. 49% составляют мужчины и 51% – женщины. Средний возраст – 33 года, среднее время работы в качестве фрилансеров – 3 – 4 года, средний месячный доход – около 33 тысяч рублей (причем с возрастом он возрастает).
Установлено, что доход мужчин-фрилансеров не зависит от специальности, полученной в вузе. У женщин же, напротив, это соответствие играет чрезвычайно важную роль: его наличие значительно повышает уровень дохода при прочих равных. Хотя женщины зарабатывают меньше мужчин, их удовлетворенность работой значительно выше.
В Москве и Петербурге уровень дохода у фрилансеров значительно выше, чем в остальных российских регионах, а уровень удовлетворенности, наоборот, ниже.
Авторы исследования усмотрели и нечто вроде компенсационного эффекта: люди, не получающие высокого дохода, имеют другие преимущества, позволяющие им быть удовлетворенными своей работой. К этим преимуществам, например, могут относиться гибкий график, возможность удаленной работы, наличие творческой компоненты.
Что впереди
Экономические новости тревожны: значительно снизилась доступность кредитных ресурсов и возросла стоимость заемных средств. Соответственно, тенденции кризиса 2008 – 2009 годов в области труда и занятости (а именно: сокращение издержек предприятий, что влечет за собой и заморозку зарплат, и сокращения штата – а значит, толкает людей к вынужденной самозанятости) можно распространить как на текущую ситуацию, так и на обозримую перспективу.
Часть специалистов, очевидно, будут искать дополнительный заработок на стороне, преимущественно пользуясь уже имеющимися у них компетенциями либо уходя в сферы, где освоение новых навыков потребует небольшого количества времени и небольших вложений.
Помимо общих тенденций отдельные отрасли также выступят «поставщиками» самозанятых. Так, опрошенные эксперты прогнозируют уход с рынка ряда страховых компаний и, соответственно, высвобождение значительного количества агентов с опытом продаж и своей клиентской базой. Специфика Петербурга в том, что именно в нашем городе в течение нескольких месяцев произошел крах ряда крупных туроператоров... Можно прогнозировать, что на прямые продажи обратят внимание часть высвободившихся агентов из страховой и туристической сфер, поскольку конкурентное преимущество – а именно опыт продаж – у них имеется.
По общему правилу, самозанятость в периоды экономического спада или стагнации устремляется в отрасли, обслуживающие насущные потребности населения, которые люди стремятся удовлетворять даже при общем сокращении потребительских расходов.
Компании реагируют на ситуацию. Все больше таких, где сознают смену вектора ценностей своих работников от «жить, чтобы работать» на «работать, чтобы жить». Это сподвигает работодателей менять и подходы к трудовой дисциплине, которые десятилетиями почти не менялись. Многие переходят на удаленную работу со штатными сотрудниками – касается это в основном людей творческих профессий, но ими не ограничивается.
Авторы исследования отмечают, что «ослабление поводка» значительно повышает лояльность к компании-работодателю и снижает мотивацию сотрудника уходить в «свободное плавание». Такой важный фактор, как свобода распоряжения своим временем, становится превалирующим.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5380) от 20.01.2015.
Комментарии