С мышью в руках

К имени архитектора Рикардо Бофилла принято добавлять «младший», хотя он находится в расцвете лет. Приставка Jr. (junior) не случайна: наш гость - тезка и коллега своего отца, основателя семейного архитектурного бюро. Бофилл-старший - это мировая звезда зодчества, он и в 76 лет продолжает работу. Но сын не только светит отраженным светом, но и является самостоятельной творческой величиной.

С мышью в руках | Иллюстрация paulista/shutterstock.com

Иллюстрация paulista/shutterstock.com

Среди осуществленных проектов Бофилла-мл. - аэропорт в Циндао (Китай), дорожные развязки в Далласе (США), жилой район в Ченнаи (Индия). Работал он и в нашей стране - Москве и Петербурге. Кстати, встречу с прессой северной столицы мэтр провел в культурном центре «Ленинград», который был реконструирован по проекту бюро Бофиллов.

Знаковые точки приложения труда зодчих из Барселоны (а Каталония особая часть Испании, это накладывает отпечаток на тамошних творческих людей) в нашем городе - элитные жилые комплексы «Александрия» и созданный по заказу компании «ЮИТ» «Смольный проспект». Оба - в непосредственной близости от административного сердца города. Плюс квартал «Новоорловский» (северо-восточная часть Приморского района), последний ориентирован на верхнюю прослойку среднего класса.

«Оба проекта в центре города были трудными, - пояснил Бофилл-младший. - На Новгородской улице мы предложили очень протяженный фасад. На Смольном проспекте оставили нескольких исторических зданий, а основной объем решили в техногенном ключе».

Новоорловский — это некий «пригород в городе»: в квартале пришлось предусмотреть собственную социальную инфраструктуру, чтобы людям было удобно жить. Рядом лесопарк, но до обжитых частей Приморского района далеко. Правда, совсем рядом промышленные корпуса свободной экономической зоны.

«Наша идея - высота должна быть средней для новостроек, 24 этажа, - пояснил мэтр. - Главное, чтобы улицы и проспекты в нашем квартале имели атмосферу Петербурга. Для этого включены вертикальные здания, башни. Основная идея - соединение высоких и невысоких зданий. В нашем микрорайоне намечена первая за пределами исторического центра Петербурга пешеходная улица».

То, что волнует градозащитников - как интегрировать современное здание в историческую среду, актуально и в Европе. Градостроительные советы есть во всем мире. Например, в Барселоне Бофиллы спроектировали отель сети W. Зодчими предполагалась высота 180 метров, но городские власти наложили вето - мол, у нас уже есть две гостиницы по 140 метров высотой, хватит. Отель в итоге уменьшили до 99 метров. Согласование, переговоры по этой гостинице заняли пять лет («Смольный проспект» в Петербурге согласовывали два года).

Любимые здания зодчего в нашем городе - Зимний дворец и Смольный собор. Он считает это замечательными примерами переноса итальянского стиля на Балтику. А какой стиль мэтр считает главным ныне?

«До постмодернизма был модернизм, который связывают с архитектором Ле Корбюзье. Это современное течение было успешным более 60 лет. Постмодернизм от зданий пытается вернуться к городу, это течение было главным всего лет 10. После него наступил деконструктивизм, он напоминает пиццу, там все намешано, стиль не чувствуется. Архитектор сидит с компьютерной мышью в руках, он забывает о городе, о классических традициях, все ориентированы на использование цифровых технологий», - сетует Бофилл.

Понятно, что ограничения для архитекторов и девелоперов необходимы. Иначе города превращаются в джунгли, где все зависит от денег, от взяток. Те же США дают не лучший пример такой анархии. Вот в Финляндии подобного не допустили. Так, в Хельсинки действуют строгие правила: в центре можно возводить не более 6 - 8 этажей, 10 км от центра - уже 26 этажей можно. Петербург защищает ЮНЕСКО, и потому у нас есть шанс не отречься от собственного стиля, где есть и балтийские, и средиземноморские нотки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5852) от 15.12.2016.


Комментарии