С легкой руки

Конный монумент императору Александру Третьему работы Паоло Трубецкого, который стоит перед Мраморным дворцом, - пожалуй, единственная работа скульптора, известная большинству из нас. И это несправедливо. Большая выставка, посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося мастера, работает в Михайловском замке Русского музея.

С легкой руки | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Русский музей обладает одной из лучших коллекций Паоло Трубецкого, - сказала на вернисаже Евгения Петрова, замдиректора Русского музея по науке. - Но вы увидите и работы скульптора из Третьяковской галереи, Эрмитажа, Музея театрального и музыкального искусства и московской частной коллекции.

Всего в залах Михайловского замка представлено 37 скульптур и 8 рисунков.

Паоло Трубецкого нередко называют «русским итальянцем». Он родился в Италии в маленьком городе Палланца, был внебрачным сыном русского князя Петра Трубецкого и американской пианистки. Вырос и получил образование в Италии. Отец мечтал видеть сына военным, но мать, заметив его художественную одаренность, настояла на том, чтобы он стал изучать искусство. Успех пришел к нему сразу. Паоло на протяжении 1890-х годов выигрывал конкурсы на создание памятников в разных городах Италии. А в 1897 году получил предложение князя Львова, директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества, и уехал в Россию. Так в русской скульптуре, которая отставала от живописи, появляется свежая струя. У Паоло была легкая рука - он привнес в искусство ваяния живость и нерв, свойственные импрессионизму.

Не все сразу приняли новаторство скульптора. Его именитые коллеги, работавшие в традициях академизма, - Бах, Беклемишев, Опекушин, Чижов - не принимали новую манеру, привнесенную Трубецким. Известный критик Стасов писал про «угловатые клочки» вместо гладкой поверхности, которые «самым диким образом поражают глаз». А вот идеолог творческого объединения «Мир искусства» Александр Бенуа разглядел в Паоло Трубецком мастера, который в скульптуре выражал те же новые веяния, что мирискусники в живописи и графике. Солидарен с ним был и Игорь Грабарь. Трубецкого поняла и приняла творческая молодежь. Желающие записаться к нему в класс стояли в очередь.

В Михайловском замке сегодня можно увидеть удивительно живые, эмоциональные портреты, выполненные скульптором: художник Левитан, княгиня Мария Тенишева, Федор Шаляпин... И, конечно, Лев Толстой, с которым Трубецкой был близко знаком и часто встречался, приезжая в Ясную Поляну. Он создал пять портретов писателя.

Есть на выставке и такие знаменитые работы Трубецкого, как «Московский извозчик», «Дети», жанровая и анималистическая скульптура. Глядя на статуэтку из тонированного гипса «Девочка с собакой (Друзья)», сразу вспоминаешь о трогательной любви Паоло Трубецкого к животным. Она была притчей во языцех. Дело в том, что Паоло был вегетарианцем. Все началось в ранней молодости, когда он однажды, проходя мимо бойни, увидел, как убивают теленка. Это потрясло его и заставило раз и навсегда отказаться от мяса.

По словам потомков скульптора, которые приехали на вернисаж, его помнят и ценят в Италии. В Палланце есть музей, где хранится множество работ Трубецкого. В основном это гипсовые модели его скульптур. В Милане и Вебрании есть улицы, которые носят имя Паоло Трубецкого.

...В завершение вернемся к монументу Александру Третьему. Он уцелел чудом. Поставить памятник своему отцу пожелал Николай Второй. В 1900 году состоялся конкурс на создание памятника. Выиграл его Паоло Трубецкой - его проект, где император предстает этаким русским богатырем, больше всего понравился вдовствующей императрице Марии Федоровне. Паоло получил заказ на 150 тысяч рублей - колоссальные деньги по тем временам.

Скульптор уверял, что создаст шедевр. Но когда в мае 1909 года памятник наконец открыли (на площади у Московского вокзала), общество восприняло его неоднозначно. Разгорелись споры - почище, чем нынешние из-за выставки Яна Фабра в Эрмитаже...

После революции на пьедестале было выбито четверостишие Демьяна Бедного:

Мой сын и мой отец
при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного
бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным
для страны,
Навеки сбросившей ярмо
самодержавья.

По словам замдиректора Русского музея Евгении Петровой, именно Русский музей спас памятник, который демонтировали в 1937 году и хотели отдать на переплавку. В 1939 году монумент был принят музеем на хранение. Император поселился во внутреннем дворе Михайловского дворца - подальше от глаз советских властей. Там он простоял более полувека. А в 1994 году монумент перевезли к Мраморному дворцу, который как раз тогда был передан Русскому музею. Конная статуя царя сменила там ленинский броневик «Враг капитала».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5854) от 19.12.2016.


Комментарии