Главная городская газета

Рынок фермеру не товарищ

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Генплан Петербурга: на экономической волне

В районных администрациях начались публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план Северной столицы. Читать полностью

Власти Ленобласти опубликовали проект «Ленинградский гектар»

Кто и на каких условиях сможет стать владельцем земельного участка - в нашем материале. Читать полностью

Новые горизонты и дороги Кронштадта

В Смольном намерены модернизировать на острове Котлин транспортную инфраструктуру, направив на такую работу около 9 млрд рублей. Детали амбициозной инициативы – в нашем материале. Читать полностью

Новая жизнь «Рождествено»

В Ленинградской области состоялся конкурс на реставрацию в усадебном доме семьи Набоковых - музее-усадьбе «Рождествено». Читать полностью

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью
 Рынок фермеру не товарищ | ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

Пока чиновники Петербурга делят между коммерсантами права на городские рынки, фермеры и садоводы Ленинградской области пропадают в полях, защищая урожай от потока дождей нынешнего холодного лета. Но даже если им удастся спасти экологически чистые овощи и фрукты местного производства, на полки петербургских рынков и магазинов, по крайней мере в этом сезоне, они вряд ли попадут.

Сейчас в Ленобласти функционируют тысяча крестьянских фермерских хозяйств и более ста тысяч личных подсобных хозяйств. Фермеры и садоводы 47-го региона производят более 10% сельхозпродукции от общего производства в СЗФО. Только садоводы в прошлом году вырастили около полумиллиона тонн растительной продукции, и эти показатели растут.

«Несмотря на такие оптимистические результаты, на рынках Петербурга продукции местных фермеров нет, - констатирует президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов области Михаил Шконда. - В целом по городу действует всего 4 - 5 магазинов, имеющих прямое отношение к местным фермерским хозяйствам. И существование этих торговых точек скорее исключение, нежели правило. Большинство же магазинов, которые позиционируют себя как фермерские, по сути таковыми не являются».

На городских рынках областные фермеры и садоводы тоже появляются редко. По их мнению, формальная смена рыночных операторов в том виде, в котором она проводится на данный момент, вряд ли исправит ситуацию. В отличие от зарубежной практики, где закон обязывает местные торговые объекты реализовывать 80% региональной продукции, наши законы позволяют сетям торговать тем, чем им выгодно. Соответственно, фермеры с коммерческой точки зрения не интересны ни современным розничным форматам, ни рыночным проектам.

Во-первых, себестоимость продукта малых фермерских хозяйств на 20 - 30% выше товаров крупных производств, ориентированных на массового потребителя. Да и конкурировать с псевдофермерскими продуктами «белорусских» производителей, которые сегодня заполонили наши магазины, становится все сложнее.

Во-вторых, фермерская продукция неудобна для реализации из-за своей разнокалиберности (у кого-то маленькие яблоки, у кого-то большие).

В-третьих, портятся эти продукты быстро, так как в них практически нет химии (российские сельхозпроизводители, особенно небольшие, используют удобрения и прочую химию в восемь раз меньше коллег из ЕС). Но, по иронии судьбы, именно этот факт и исключает их из обкатанной ретейлом логистической схемы - сетевым проектам удобнее работать с продуктами, имеющими срок годности с запасом.

Справедливости ради надо отметить, что операторы некоторых рынков, до того времени как грянул гром рыночной реформы, на протяжении последних лет и сами проводили внутреннюю реорганизацию своих объектов. В списке таких исключений Хасанский рынок, оператором которого является городской Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг.

На этом торговом объекте для реализации сельхозпродукции закреплено более 60% торговых мест. В прошлом году там были выделены отдельные торговые острова для реализации плодово-ягодной и овощной продукции. Реализована идея организации в сельскохозяйственной части рынка отдельного торгового павильона для производителей РФ и зарубежных стран, где в настоящее время представлены продукты производителей Вологодской, Костромской, Сахалинской областей, а также Гагаузии и Таджикистана.

«Мы готовы видеть производителей Ленобласти, в том числе и тех, кто производит продукцию небольшими объемами, - подтверждает специалист вышеупомянутого центра Лариса Шаповалова. - Процедура распределения торговых мест на рынке абсолютно прозрачная».

Впрочем, даже если бы эти места были доступны, бабушки и дедушки ведро своих экологически чистых яблок на эти рынки и сами не повезут.

«Как правило, основные участки, на которых выращивают свою продукцию фермеры и садоводы, находятся минимум в ста километрах от города, - объясняет начальник управления по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга Андрей Лях. - Приехать из своего садоводства с ведром яблок на рынок, простоять день за прилавком, а потом вернуться обратно - сложно, да и невыгодно».

Вот и получается, что вырастить фрукты и овощи не проблема, а вот сохранить все это богатство, доставить до потребителя и продать намного сложнее. И реставрация рынков эту проблему, к сожалению, не решит. По мнению специалистов, в первую очередь необходимо создание промежуточной структуры, которая занималась бы скупкой садоводческой продукции на местах, их переработкой и доставкой к потребителям.

«В Ленобласти существуют пункты по закупке сельхозпродуктов и дикорастущей продукции у населения. Но на деле это больше формальность, нежели действующий механизм. Хорошо, если бы нашлись какие-нибудь, пусть коммерческие, структуры, которые взялись бы реализовать эту систему и государство бы их поддержало», - резюмировал Андрей Лях.

Наиболее видимым решением проблемы взаимодействия фермеров с потребителями является кооперация. Суть кооперации не извлечение прибыли, а наращивание оборотов торговли за счет возможности принимать сельхозпродукцию на хранение, осуществлять ее сортировку и организовывать доставку до точек продаж.

«Сегодня многие мелкие и средние производители образуют союзы, - подтверждает главный специалист отдела развития потребительского рынка Ленобласти Екатерина Костюк. - В 47-м регионе уже есть Союз фермеров, Мясной союз, Гильдия пекарей. Только в Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств входит более 150 предприятий. В целом на территории области функционирует более 30 сельскохозяйственных кооперативов. А государственные структуры, разрабатывая программы поддержки бизнеса, целенаправленно смещают акцент от отдельных фермерских хозяйств к сельскохозяйственным кооперативам».

Кроме того, петербургские власти готовы поддержать создание сети фермерских магазинов с льготной арендой для реализации садоводческой продукции. Но пока это ничем не подкрепленные мысли вслух, которые требуют конкретизации.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook