Рыночная дифференциация

«Мы с вами находимся на одном из самых известных рынков Петербурга, – бодро вещает на английском группе зарубежных гостей города хипстерского вида бородач. – Прямо сейчас вы можете легко убедиться, насколько уникально его здание и как вкусны продаваемые здесь продукты. Не стесняйтесь, пробуйте!».  И ведет их к прилавкам, по пути продолжая рассказ.

Рыночная дифференциация  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Иностранцы пробуют и цокают языками. Особенно нравится им мед: женщины и мужчины с удовольствием дегустируют разные сорта, прицениваются и понемногу покупают. «Иногда рынок у нас называют базаром, – продолжает гид. – Но Кузнечный – особое место». И верно: ни толчеи, ни привычного рыночного шума. Все чинно и благородно – покупателей едва ли не меньше, чем продавцов. Да и товар не чета многим другим питерским рынкам. Причем у Кузнечного есть одна особенность, которая не всегда бросается в глаза даже местным жителям. Какая?

«Почем помидоры?» – дама в летах, поблескивая бликами бриллиантов в серьгах, мнет в руке один из томатов. «Только для вас – 280 рублей, – тут же реагирует бойкий продавец. – Памидор свежайший – только что привезли прямо с Волги. Вкусный, ароматный, мясистый. Не памидор – удовольствие...». «Знаю я вас... – дама тычет пальцем в дорогих кольцах в другой овощ. – Говорить-то вы все мастаки, а продаете...». Не договаривая, осматривается по сторонам.

Изрядно поросший бородой продавец, чувствуя, что дорогой клиент вот-вот «сорвется», рассекает овощ на части и сует потенциальной покупательнице. «Да вы что, попробуйте! – восклицает он. – Не памидор – чистый мед!». Женщина, чуть замешкавшись из соображений гигиены, пробует. И молчит, размышляя. А через минуту говорит: «Возьму четыре килограмма, но по 250». Продавец слегка хмурится, но тут же расплывается в улыбке. «Только для вас, – и бодро кидает в пакет крупные помидоры. – Тут чуть больше получилось, на тыщу сто – будете брать?». «Ладно», – отвечает обладательница бриллиантов. «Саша, возьми», – кивает она стоящему за ее спиной то ли охраннику, то ли водителю. И, расплатившись, плавно двигается к мясным рядам, где продавцы уже начеку, готовясь предложить лучшее из дорогого.

Вслед за ней к тому же продавцу овощей подходит старушка. Чистенько и скромно, но не без претензий на оригинальность одета. Шляпка. Потертая, видавшая лучшие времена сумочка. «Сколько стоят вот эти помидоры?» – спрашивает. Продавец лениво оборачивается, оценивая ее платежеспособность. И назначает цену – 200. «А почему так дорого? – любопытствует покупательница. – На Сенном примерно такие же стоят 100». Продавец снова меряет ее платежеспособность взглядом и бросает: «Ну тогда и иди на Сенной – зачем сюда-то пришла?». Старушка было собирается уходить, но с надеждой спрашивает: «А за 150 отдашь?». Человек за прилавком даже не реагирует...

Такая вот рыночная дифференциация.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (5536) от 03.09.2015.


Комментарии