Рыба солнечного спектра

Если хочешь стать успешным форелеводом, надо выбрать тенистую долину, орошаемую быстротекущей, свежей и прозрачной речкой. Берега должны быть крутыми, чтобы рыба, играя, не могла выскакивать на сушу. На дне желательно устроить углубления – в них она будет укрываться зимой от холода, а летом – от грозы...

 Рыба солнечного спектра | ФОТО Виктора ВОНОГА/ТАСС

ФОТО Виктора ВОНОГА/ТАСС

Укрощение строптивой

Интересно, хоть кто-нибудь, побывавший в современном форелевом хозяйстве, наблюдал такую идеальную картинку?.. Вопрос риторический, ответ предопределенный: конечно же нет.

Про прозрачную речку с романтическими берегами писали в XIX веке в специализированных книгах по рыбоводству. Времена изменились. Теперь в искусственных садках, в бетонированных или пластиковых бассейнах на каждом квадратном метре – от нескольких десятков до сотен особей. Наверное, несладко рыбехе в таких условиях...

Кандидат биологических наук старший научный сотрудник Федерального селекционно-генетического центра рыболовства (это в Ропше) Нина Николаевна Шиндавина высказала свое компетентное мнение: «Приучить капризную и нежную форель к столь кардинальным переменам в образе жизни на самом деле невозможно. Зато в рыбьем сообществе можно найти и отобрать отдельных особей, которые способны не просто выжить в новых условиях, но и легко перенести вынужденную перенаселенность, быстро привыкнуть к искусственному корму и хорошо его усваивать... Отобрать и развести рыб с нужными качествами – задача селекционеров».

И со своей миссией они успешно справляются. Форелевые хозяйства, разводящие рыбу «нужного качества», сегодня уже есть во многих регионах России. Ленинградская область среди «многих» – на третьем месте. После Карелии и Мурманской области.

Очередная подвижка в форелевой отрасли региона случилась не далее как в прошлый вторник, 1 декабря. На Михалевском озере в Выборгском районе открыли новую садковую линию по выращиванию форели. В эксплуатацию ввели 65 садков. Эти мощности увеличат объем производства рыбы до 1100 тонн в год.

Вообще-то известно больше двух десятков видов форели. Но мы тут речь ведем об оncorhynchus mykiss – это по науке. Большинство же ее знает как радужную форель. Хотя для промышленного и домашнего рыбоводства используется еще и ручьевая форель, она же – пеструшка.

Но мы, повторю, о радужной, о представителе древнего рода благородных лососей. Это рыбина с заметной переливчатой полосой, которая тянется вдоль всего тела и окрашена в самые разные насыщенные цвета солнечного спектра: от малиново-красного до фиолетового.

Когда-то эта рыба встречалась только в водоемах Северной Америки, да и то не везде, а исключительно на тихоокеанском побережье. «Одомашнивать» ее начали больше ста лет назад на реке Макклоуд в американском штате Калифорния. В Россию первую партию икры завезли в 1890 году предположительно из Германии. А уже в 1910 году в петербургском журнале «Вестник рыбопромышленности» публиковалось объявление о доставке «для разведенiя въ прудах всякаго возраста форелей».


На промышленном потоке

На рубеже 1980 – 1990-х годов на каждого едока в стране приходилось 22 килограмма рыбы в год. А сама страна (речь об СССР), между прочим, считалась одним из мировых лидеров по вылову и производству рыбопродукции. Отечественное рыболовство выдавало 11 миллионов тонн рыбы в год. Из них 8,3 миллиона тонн приходилось на Россию.

Другой вопрос: почему так убог был рыбный ассортимент в торговле? Оскомину набивший минтай, вкусный, но изрядно поднадоевший хек, многими любимая, но приевшаяся треска. Пожалуй, и все. Ах, да! Были еще деликатесы. Балычок, икорочка... Но это в продовольственных наборах к большим праздникам. Форели там рядом не стояло.

В достатке на наших прилавках ее стало только под занавес 1990-х годов. Была это в основном импортная деликатесная продукция. Товар «для избранных»... кошельков.

Между тем водный фонд Ленинградской области позволял потенциально получать десятки тысяч тонн ценных видов рыб. Наипервейшая тому причина – наличие на территории региона большого количества водоемов (реки, озера), а также акватории Финского залива и Ладожского озера.

Однако вдруг обнаружилось, что «сильное антропогенное воздействие на Финский залив негативно сказалось на его рыбных запасах» (это строчка из официального документа. – Т. М.). Другими словами, рыбы в заливе становится все меньше и меньше... В связи с чем в 2002 году в Ленинградской области была утверждена «Концепция развития рыбохозяйственного комплекса до 2010 года». Акцент сделан на развитии аквакультуры, то есть на разведении и выращивании рыбы в озерах, прудах и прочих внутренних водоемах. В итоге в Ленобласти появились озерные и прудовые хозяйства, холодноводные садковые хозяйства индустриального типа на естественных водоемах, были внедрены технологии с использованием замкнутого водоснабжения.

Сегодня в 15 из 17 муниципальных районов области функционируют товарные рыбоводные хозяйства. Самые крупные – в Приозерском и Выборгском районах, там выпускается примерно 4/5 всего объема рыбоводной продукции региона. В прошлом году вырастили 6,7 тысячи тонн рыбы. В нынешнем, по предварительным данным, показатель поднимется до отметки 7,1 тысячи тонн.

«На поток» поставили выращивание карпа, сиговых, палии. И даже осетра – его выращивают на теплых водах. Но основной объем приходится на радужную форель – 95%.


Не хуже норвежской

Как утверждают специалисты, в развитие аквакультуры они могли бы заложить и более высокие темпы роста, завалить форелью весь рынок Петербурга. Но это направление деятельности не только в нашем регионе, но и во всей России сдерживали три главные проблемы.

Первая – на федеральном уровне долго не могли отрегулировать порядок закрепления водных участков за товаропроизводящими предприятиями. Вторая – лет, наверное, десять тянули с принятием закона «Об аквакультуре». И приняли его только два года назад, так и не «отшлифованным» до конца. «Шлифовку», то есть изменения/дополнения, внесли лишь летом нынешнего года. Чему во многом поспособствовало продовольственное эмбарго России и необходимость рыбного импортозамещения. Наконец, третья проблема – корма.

Любая рыбка, в том числе и форель, как известно, тоже кушать хочет. Та, что в естественных условиях обитает, прокорм сама себе отыщет. А ту, что человек взращивает, рыбоводу же и кормить приходится. Меню для искусственной форели на 80% состоит из рыбной муки. Был когда-то в стране флот, который добывал малоценные океанические биоресурсы – из них и производилась рыбная мука. Теперь этого флота практически не осталось.

Отечественные комбикормовые заводы освоили выпуск рыбных кормов, но работают они на импортном сырье, часть которого попала под продовольственное эмбарго.

Нелишне будет заглянуть и к соседям, в Карелию. Ее называют самым форельным регионом России. Еще бы! На любом крупном международном агропромышленном и продовольственном форуме, где участвует наша страна, Карелия ухитряется закормить и участников, и гостей радужной форелью. Попутно доказывая, что климат этой республики наиболее благоприятен для ее разведения (плюс большое количество чистых водоемов), и утверждая, что ее форелька не хуже норвежской. И даже лучше.

В принципе так оно и есть. Сегодня карельская рыбка – это 70% всей российской товарной форели. Там работают 72 форелевых хозяйства, которые производят более 17 тысяч тонн радужной в год. (К слову, в целом в России в прошлом году в аквакультуре было выращено 160 тысяч тонн разнообразной рыбы.)

Однако узнать в торговой рознице истинное происхождение радужной рыбины нам, потребителям, не так-то просто. На переработанной (к примеру, соленой) рыбе указывается только предприятие-переработчик. Замороженную и охлажденную рыбу торговля может сопроводить любым адресом происхождения. До введения санкций чаще всего страной-«родительницей» становилась Норвегия.

А вот что касается живой форели, то тут торговля будет «честной» – скорее всего, назовет Карелию. Даже если выросла рыбка в садках Ленинградской области.


КСТАТИ

* Форель и свежая, и замороженная, и соленая, и копченая чаще всего продается в вакуумной упаковке. Такая упаковка увеличивает срок хранения рыбы, препятствует доступу воздуха, бактерий и микробов, сохраняет пищевую ценность продукта. Но существует сроки хранения рыбы в вакууме: 1 месяц – свежая; 2 месяца – копченая; 6 месяцев – замороженная.

* Хранение форели (и любой другой рыбы) в вакуумной упаковке вне холодильника не допускается.

* Пленка упаковки должна быть плотно прижата к рыбе. Не должно быть сока и пузырьков воздуха. Срок реализации пробивается прямо на пленке. Если этикетка отсутствует или стоит стикер со сроком годности, то от покупки лучше воздержаться.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5600) от 07.12.2015.


Комментарии