Рублевая таблетка

В России вступило в силу постановление правительства, которое ограничивает госзакупки импортных лекарств для стационаров и госпрограмм. Это значит, что российским препаратам обеспечен госзаказ и отсутствие внешней конкуренции. При этом в аптеках никаких изменений не произойдет. Там, как и раньше, будут продаваться и импортные медикаменты, и наши. Но многие врачи и пациенты все равно опасаются, что останутся без жизненно необходимых лекарств.

Рублевая таблетка | ФОТО Per-Bengtsson/shutterstock.com

ФОТО Per-Bengtsson/shutterstock.com

Напомним, что работа над документом шла больше двух лет, он неоднократно дорабатывался с учетом замечаний и предложений врачебного сообщества, пациентских организаций, министерств и ведомств. Наиболее последовательным оппонентом проекта выступала Федеральная антимонопольная служба, в которой считали, что некоторые поправки ограничивают конкуренцию на фармрынке. Да еще эксперты не раз поднимали вопрос о том, какой именно продукт будут считать отечественным – на стадии упаковки или нужен полный цикл производства?

Правда, в Минпромторге их успокоили, заявив, что ближайший год лекарства, прошедшие у нас только стадию упаковки, тоже будут считаться российскими и смогут участвовать в закупках. Но, как пояснило ведомство, это временно, в дальнейшем, если производители захотят сохранить госзаказ, они должны будут перевести в Россию полный производственный цикл, включая и производство фармсубстанций.

Масла в огонь подливали и пациенты, которые не все были согласны переходить на более дешевые отечественные дженерики. В Минпромторге уверяли, что никто из пациентов не пострадает. Ведь российская фармотрасль за последние пять лет существенно изменилась. Большинство отечественных производств соответствует международным стандартам GMP. По международной системе уже стандартизировано 80 участков на 65 предприятиях. Только за этот год было одобрено проведение 613 клинических исследований. Из них 265 – это тесты российских препаратов.

И закон, именуемый «третий лишний» (он ограничивает участие в тендере госзакупок иностранных производителей лекарств, если на аукционе есть две заявки от отечественных компаний), даст возможность понижения цен на жизненно важные лекарства в России. Да и Минздрав на этот раз сильно не сопротивлялся. Пообещал лишь, что в документе оставлена возможность закупки лекарств для пациента по решению врачебной комиссии при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям). И вообще отечественную «фарму» надо развивать. Это вопрос национальной безопасности.

И вот 9 ноября постановление вступило в силу. Ограничение касается жизненно необходимых и важнейших препаратов – в этот перечень сейчас Минздрав включил 608 наименований. Из них 282 уже производятся минимум на двух российских предприятиях. Именно их и коснется ограничение.

А в перспективе «своим» станет весь перечень ЖНВЛП. Во всяком случае поставлена задача, что к 2020 году мы будем делать сами 90 процентов наименований.

Кстати, российская «фарма» такому решению вопроса откровенно рада, ее препаратам обеспечен госзаказ и отсутствие внешней конкуренции.

«Статистика проведения государственных закупок, касающихся фармацевтических препаратов, свидетельствует о том, что лекарства иностранного производства составляют значительную часть объема поставок. Парадоксально, но фактическим лидером российского рынка является известный французский концерн. В то же время отечественные предприятия практически не попадают в рейтинговые списки поставщиков госсектора. Благодаря новому постановлению российские производители получат долгожданное преимущество, что может позитивным образом повлиять на ценообразование», – комментирует постановление директор НП «Медико-фармацевтические проекты. XXI век» Дмитрий Чагин.

С ним солидарен и генеральный директор биотехнологической компании BIOCAD Дмитрий Морозов. «Вопрос об импортозамещении в фармацевтической отрасли не менее актуален, чем в сфере поставок продуктов питания. Лояльные к отечественным производителям квалификационные условия государственных тендеров могут стать сигналом к началу создания или расширению производственных мощностей для российских предприятий», – считает он.

«Реальный процесс идет очень активно, – подчеркивает президент Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев. – Возьмем, например, производство инсулина. Своего качественного инсулина у нас до недавних пор не было. В Россию его поставляли три фармгиганта, три мировых лидера. Два из них уже локализовали производство. Не так давно и третья компания, не захотев терять российский рынок, объявила, что наладит производство по контракту».

И, как уверена глава Союза профессиональных фарморганизаций Лилия Титова, лекарства, которые выводятся на рынок в последнее время, – это равнозначная замена импорту, обеспечивающая качество при более низкой цене. Но, по словам эксперта, предстоит еще большая информационная работа и с населением, и с врачебным сообществом, чтобы поменять настороженное отношение к отечественной продукции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5605) от 14.12.2015.


Комментарии