Ротшильдам не снилось

Известный голландский урбанист Эверт Верхаген приехал в Петербург, чтобы поделиться с коллегами опытом превращений старых промышленных объектов в нечто новое. Лекция мэтра продолжила цикл занятий в Школе городских трансформаций Университета ИТМО. Самое известное творение мастера из Нидерландов – преображение газовой фабрики в Амстердаме. Westergasfabriek сегодня – это парки. А когда-то, в конце XIX века, это была огромная газовая фабрика, которая была построена компанией Ротшильдов. В ту пору газ для нужд городов производился из угля, и семья миллиардеров открыла заводы по всей Европе.

Ротшильдам не снилось | Источник: garageccc.com

Источник: garageccc.com

В 1960-е годы в Северном море были открыты запасы природного газа. Фабрику (в ту пору уже национализированную) закрыли за ненадобностью. Тридцать лет она была заброшена, пока в 1990 году не началась ее новая жизнь. Впрочем, все эти годы фабрика не пустовала, и властям пришлось договариваться об условиях ее освобождения даже со сквоттерами и прочим асоциальным элементом.

Концепция Эверта Верхагена в том, что не надо делать ставку на туристический фестиваль или какое-то разовое событие. Например, при проведении очередной Олимпиады организаторы всегда уверяют, что ее наследие, те же объекты инфраструктуры, будет служить городу. Но на практике извлечь из них пользу по-настоящему удается лишь успешным городам (Лондон, Барселона). Большинство же олимпиад кончается так же, как в Афинах, когда сооружения стоят заброшенными. То же самое и в деле преобразования старых промышленных объектов.

«Не надо ориентироваться на лавинные деньги! Стройте планы на завтра, а не на отдаленное будущее», – призвал Эверт Верхаген. Надо отметить, что он – именно управляющий проектом. Человек, который сумел объединить зодчих, чиновников, частных инвесторов.

Препятствий же было много. Так, исследования показали, что степень загрязнения территории токсинами, в том числе онкогенными, выше, чем ожидалось изначально. Это и понятно, ведь отрава копилась в почве десятилетиями. К счастью, удалось пробить грант, и министерство окружающей среды Нидерландов финансировало очищение земель. Работа эта была не только дорогой, но и долгой. Рекультивация заняла многие месяцы.

В творческом состязании после двухступенчатого отбора выиграл проект Кэтрин Густафсон. Она известный ландшафтный дизайнер, американка, живет в Париже. (Ее работы – национальный ботанический сад Уэльса, Гражданский центр в Сиэтле, фонтан принцессы Дианы в Лондоне.) При этом 13 объектов старой фабрики надо было сохранить. Они стояли на учете как памятники промышленной архитектуры. В девятнадцатом веке их возвели по проектам амстердамского архитектора Исаака Госшалька в стиле голландского неоренессанса.

«Преобразования этих зданий, разумеется, приходилось согласовывать», – рассказал господин Верхаген. В итоге победила идея размещения центра современной музыки. Кстати, популярное шоу «Голос» – это голландская франшиза, родилось именно в «Вестергазфабрик». Арендаторами площадей также стали общественные объединения и кафе.

Как рассказал урбанист, стоимость проекта оказалась около 100 миллионов евро. Их практически пополам поделили государство и город, с одной стороны, и частный бизнес – с другой. Среди вложений самые крупные – очистка территории – более 20 миллионов евро. Аналогичная сумма ушла на разбивку парка. Основной частный инвестор – компания MAB, которая занималась реновацией зданий, это обошлось еще в 31 миллион евро.

Много это или мало? Сам автор считает, что в долгосрочной перспективе проект окупается. К тому же города мира конкурируют за молодых креативных людей. Мегаполис должен быть местом, куда надо стремиться приехать, а если приехал – задержаться в нем подольше. Где-то турист задерживается на 5 дней, а не на 2 дня с одной ночевкой. А где-то выпускник университета остается на десятилетия работать.

В другой части лекции Эверт Верхаген развил эту идею таблицами с данными по миграции людей. После 40 лет человек уже не хочет переезжать. Исключение 2% – обычно это люди, которые переживают в зрелом возрасте жизненную трагедию. Чаще же всего люди переезжают в 25 лет. Значит, нужно привлекать образованную молодежь. Местами учебы, работы и досуга. Стройте не большие стадионы для футбольных хулиганов, а больше малых спорткомплексов для оздоровления населения.

«Я знаком в Петербурге с Музеем уличного искусства – это точка притяжения. Одного такого проекта недостаточно, но он дает надежду. Если нельзя в Петербурге сделать подобное, то где еще в России можно?» – мэтр задал публике риторический вопрос. Он также дал совет не искать поддержки у чиновников. И даже банковское финансирование по низкой европейской ставке не выход. «Я сам вкладываюсь в проекты взаимного финансирования. Мы уже не верим банкам», – сказал он.

Идеи Эверта Верхагена находили отклик в Касабланке (реконструкция старинной скотобойни), Пекине (преобразование фабрики 798, у которой, кстати, интересная архитектура: после победы в Китае Коммунистической партии ее в порядке помощи строили архитекторы из ГДР в стиле Баухауз). А вот в России, где он обсуждал проекты для малых городов Московской области, дело застопорилось.

Их Голландия, конечно, похожа на нашу Новую Голландию (а таковой, по мысли Петра Первого, являлся не один остров в центре города, но и весь «Невский парадиз»), однако сходство это обманчиво. Хотя у нас тоже есть газгольдеры и промзоны, требующие рекультивации, да и загрязненной почвы (к сожалению) хоть отбавляй.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (5409) от 03.03.2015.


Комментарии