«Россия» идет в зиму

Дорожные метеостанции настроены, на базах быстрого реагирования машины выстроились в полной готовности, соль с песком в ангары завезена... Хотя погода пока неплохая, дорожники уже подготовились к гололеду и снежным заносам.  Как на федеральной автомагистрали М-10 «Россия» встречают зиму, увидели корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

«Россия» идет в зиму  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ям-Ижору мы уже проехали – значит находимся на трассе М-10 в зоне ответственности федерального казенного учреждения (ФКУ) «Севзапуправтодор». Останавливаемся на 668-м километре трассы, считая от Москвы. В общем-то, эта точка на дороге ничем особенно не примечательна. Разве что полузаброшенное кладбище навевает мысли о бренности бытия, но несущиеся по магистрали машины не позволяют задуматься о вечном.

– Автодорога «Россия», соединяющая Москву и Петербург – трасса первой категории, – рассказывает заместитель начальника ФКУ Владимир Муравьев. – Можно заметить, насколько меняется обустройство трассы, когда остается позади участок, подведомственный Санкт-Петербургу. Здесь у нас полосы землеотвода, окаймляющие дорогу, полностью выкошены, обустроено освещение, установлены современные светофорные объекты. Но главное, что полосы встречного движения разделены армированным бетоном, тогда как в зоне городского подчинения – простой разметкой, двойной сплошной. Все это значительно повышает безопасность движения.

Разделение полос армированным бетоном типа «Нью-Джерси», по нынешним меркам, считается инновационной технологией обеспечения безопасности. Получается как бы монолитное ограждение, и даже если в него врезается автомобиль, то бетонные блоки не выдавливаются на полосы встречного движения, что заметно снижает степень тяжести ДТП.

Автотрасса «Россия» сегодня одна из самых напряженных федеральных дорог. Очевидно, что таковой она останется еще на годы, во всяком случае пока не достроят новую автомагистраль между Москвой и Петербургом. И потому к ней особенное внимание при подготовке к зиме. Именно на этой трассе действует интеллектуальная система контроля за состоянием дорожного полотна в зимних условиях. Одно из основных ее структурных подразделений – Центр управления производством (ЦУП), расположенный у развязки Кольцевой автодороги с Московским шоссе.

«Севзапуправтодор» использует этот центр совместно с дирекцией КАД. На одной из стен его главного зала, где диспетчеры в режиме онлайн отслеживают ситуацию на дорогах, располагаются 32 экрана. На них поступает сигнал от камер видеонаблюдения, установленных на трассах. С первого взгляда разобраться в этих сплошных потоках машин кажется нереальным. Но этого не нужно даже специалистам. У каждого диспетчера под контролем свои участки. На всем протяжении Кольцевой установлено около восьми десятков видеокамер, и диспетчер может вывести сигнал от каждой на один из экранов.

На трассе «Россия» – от Ям-Ижоры до границы с Новгородской областью – видеокамер не так много, всего 4. Зато 62 дорожные метеостанции. Каждая из них передает температуру не только воздуха, но и дорожного полотна – за счет датчика, закатанного в асфальт. Сообщается также информация о концентрации на дорожном покрытии противогололедного материала (ПГМ). Данные выводятся на компьютер диспетчера.

– Благодаря информации от дорожных метеостанций, а также от метеорадара в «Пулково» (у нас с аэропортом есть договоренность об обмене информацией), который сигнализирует о подходе атмосферных фронтов, можно четко спрогнозировать образование гололеда или начало снегопада как минимум за четыре часа, – объясняет диспетчер ЦУП Валерий Кубрицкий. – Мы даем команду нашим производственным базам, расположенным на трассе, и они выводят технику конкретно на тот или иной участок дороги. Обрабатывать трассу до выпадения осадков в несколько раз эффективнее, чем разбрасывать препараты на уже выпавший снег.

Центральная производственная база по обслуживанию М-10 находится в Новосаратовке, за вантовым мостом. Здесь в строю около десяти комбинированных дорожных машин, некоторые стоят даже с включенными двигателями. Все машины со специальными приспособлениями – плугами-снегоотвалами.

– Так же, строем, техника и работает, – поясняет начальник производственно-технического отдела Геннадий Амосов. – Две машины сгребают снег ближе к обочине, а слева движется «скоростник» – машина с раструбом, которая работает на скорости до 80 км/час. Где позволено, «скоростник» выбрасывает снег в придорожную канаву. Там, где этого делать нельзя, к примеру, если вдоль дороги тротуар, снег грузится на идущий рядом самосвал.

В ангаре центральной производственной базы – груды технической соли, перемешанной с добавкой – антислеживателем. Уже запасено 4,5 тысячи тонн. Если зима будет снежной, на обработку «России» за сезон потребуется до 10 тысяч тонн ПГМ. Часть препаратов завезена на базы быстрого реагирования, расположенные вдоль трассы.

Одна из таких баз – на 664-м километре дороги. Здесь техники поменьше – в готовности стоят четыре машины. Если поступит сигнал из Центра управления производством (его передаст диспетчер Кубрицкий или его сменщики), то машины с противогололедными материалами немедленно выйдут на дорогу. ПГМ завезены и сюда, при нас погрузчики своими ковшами перемешивали соль с песком. Как объясняют, соль лучше всего применять до температуры минус 8 градусов, если холоднее – используют соляно-песчаную смесь, а когда температура понизится до минус 20 градусов, дорогу посыпают только песком.

На всех базах, размещенных вдоль «России», специалисты – водители и техники осенью и зимой дежурят круглосуточно, хотя и посменно. И только двое обитателей базы на 664-м км остаются здесь безвылазно. И потому над будками, из которых выглядывают две собачьи морды, прикреплена табличка: «Сильва, Пират – Почетные охранники».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (5579) от 03.11.2015.


Комментарии