Ропша из-за забора
Снова страсти вокруг многострадального Ропшинского дворца. Поводом стало любительское видео противоаварийных работ на портике, запечатленных неравнодушными гражданами, выложенное в соцсети. В кадре строительный кран клешнями-ножницами опрокидывает остатки колонны на землю...
Напомним, в январе нынешнего года часть колоннады портика накренилась и рухнула. Министерство культуры выделило средства на противоаварийные работы, в феврале оно заключило контракт на 8 млн рублей с компанией «Феррумленд». Проект разработала фирма «СПб-Проект». Он предусматривает разборку остатков аварийного портика и разрушившихся участков стен. Официально технический надзор за ведением работ осуществляет Северо-Западная дирекция Министерства культуры по строительству, реконструкции и реставрации.
Обеспокоенные граждане сочли методы разборки варварскими. С этим согласился и заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик. По его мнению, разбирать аварийный портик нужно аккуратно, максимально сохраняя все элементы в целости и сохранности.
Впрочем, и мнения градозащитников разделились. Краевед Денис Алексеев, занимающийся изучением истории дворца, отмечает, что никакого варварского разрушения нет: убрали те части, что представляли собой опасность. Речь идет об обломках ранее рухнувших колонн и углах здания, которые из-за трещин отклонились, представляя новую угрозу не только для людей, работавших на объекте, но и для здания в целом.
– Здание настолько ветхое, что разбирать элементы вручную опасно для жизни тех, кто будет этим заниматься. Те элементы, что можно было спасти, сохранены в целости и не пострадали, – считает Алексеев.
Вчера в Ропшинский дворец выехала специальная рабочая комиссия по расследованию инцидента, в состав которой вошли представители пользователя ГМЗ «Петергоф», технического надзора Северо-Западной дирекции, руководители подрядной организации «Феррумленд».
– Комиссия признала производство работ правильным, – сообщила директор музея-заповедника Елена Кальницкая. – Сохранность здания, по документам, составляет 28%, то есть памятник практически является руинированным, подлежащим в будущем воссозданию.
Ручные работы при разборке колонн, стоявших исключительно под тяжестью собственного веса, не были предусмотрены проектом, да они попросту и невозможны. Обращаю внимание, что колонны падали на мягкую землю, на специально приготовленную площадку, и буквально рассыпались по кирпичику. Все они собраны и аккуратно уложены в штабеля. Все, что мы могли спасти, в первую очередь межкладочные известняковые плиты и базы колонн, сохранено. Используя эти элементы, в будущем можно будет совершенно точно колоны воссоздать.
По словам Елены Кальницкой, неловко за уважаемых коллег, которые не побывали на месте, не разобрались в ситуации. Как можно по крошечному видео, снятому на телефон, причем из-за забора, судить о ходе работ?..
– Мы столько сил вкладываем в Ропшу, а в ответ получаем негатив... Больно и обидно. Тем более теперь, когда у Рошпинского комплекса наконец-то появился хозяин, когда удалось привести в порядок парк, обустроить воинское захоронение, начать реальные работы по спасению того, что осталось от дворца, – говорит директор ГМЗ «Петергоф».
КСТАТИ
На пресс-конференции в Ораниенбауме заместитель министра культуры России Григорий Пирумов на вопрос нашего корреспондента о дальнейшей судьбе Ропши ответил, что ее восстановление требует огромных средств, которых нет. Поэтому готовится проект консервации комплекса. Работы должны начаться в конце этого года, и Ропша будет дожидаться лучших времен.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (5470) от 02.06.2015.
Комментарии