РНБ и РГБ. Есть варианты

Оживленным и острым получилось вчерашнее общение в ТАСС в формате телемоста между Москвой и Петербургом, посвященное теме, уже два месяца будоражащей петербургское общество, - возможному слиянию Российской национальной библиотеки с Российской государственной. Слухи и домыслы подогревались явным дефицитом официальной информации. Накал страстей временами зашкаливал: «круглые столы», одиночные пикеты, флешмобы, возмущенные петиции...

 РНБ и РГБ. Есть варианты | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Теперь наконец-то карты открыты. Вчера в ТАСС с журналистами встретились генеральный директор РНБ Александр Вислый и и. о. генерального директора РГБ Владимир Гнездилов. По их словам, с этого момента можно говорить о старте полноценной общественной дискуссии об объединении ресурсов. Причем не только в библиотечном сообществе (кстати, журнал «Библиотечное дело» весь первый выпуск за 2017 год посвятил только одной теме - плюсам и минусам возможного объединения РНБ и РГБ), но и в общественной палате, Законодательном собрании Петербурга и Московской городской думе. Для проработки инициативы при правительстве создана специальная межведомственная рабочая группа.

- Да, мы с Владимиром Гнездиловым еще в начале января этого года направили письмо с нашей инициативой премьер-министру Дмитрию Медведеву, поскольку именно правительство является учредителем наших библиотек, - с порога начал Александр Вислый. - Необходима коренная модернизация всей библиотечной системы страны. В идеале каждый гражданин в любой районной библиотеке должен иметь возможность доступа ко всем электронным ресурсам национальных библиотек. Их в России, напомню, три - РНБ, РГБ и Президентская.

Как все это будет выглядеть? Общими, объединенными будут электронный каталог, электронная библиотека, единым станет читательский билет, общей должна быть подписка на зарубежные электронные ресурсы. Изменится и система обязательного экземпляра. Сейчас один экземпляр попадает в Российскую книжную палату, по два - в РНБ и РГБ.

- Не много ли это для вечного хранения? Кроме того, с 1 января 2017 года Книжная палата и РГБ получают по одному обязательному электронному экземпляру... Один печатный экземпляр каждого издания для нашей библиотеки - это, простите, два с половиной железнодорожных вагона книг в год, - привел метафору Вислый. - А если две книги - то уже пять вагонов.

Вариантов достижения цели может быть несколько. Первый: РГБ и РНБ остаются отдельными юридическими лицами, и все вопросы объединенных ресурсов решаются на основе системы двухсторонних договоров. Второй: слияние РГБ и РНБ, что потребует серьезных изменений в действующем законодательстве.

Третий вариант - создание отдельного юридического лица, которому будут делегированы полномочия по объединению ресурсов. РГБ и РНБ остаются при этом отдельными юридическими лицами. Выбор одного из этих трех вариантов за правительством страны.

- По крайней мере сейчас я точно могу сказать: в РНБ и РГБ должна быть единая служба поддержки IT-технологий, - продолжил Александр Вислый. - С кадрами - сложный вопрос, это штучный товар. Пока вопрос остается открытым - как правильно: учить компьютерщиков библиотечному делу или обучать библиотечных сотрудников информационным технологиям?

Петербургские и московские журналисты задали немало острых вопросов. Спросили, например, грядет ли массовое сокращение сотрудников в случае реформ.

- Читал в прессе про то, что я будто бы собираюсь уволить четыреста человек, - ответил гендиректор РНБ. - Ничего подобного! В этом году мы вводим наконец вторую очередь нашего здания на Московском проспекте. Это 42 тыс. кв. метров. Их надо обслуживать. Поэтому мы будем только набирать персонал.

Участником дискуссии в ТАСС был и писатель Яков Гордин.

- Перед нами развернули серьезную картину будущих свершений, требующих больших финансовых вливаний, - сказал он. - Но насколько реалистичны все ваши планы, если до сих пор только половина российских библиотек имеет выход в Интернет?

- Не буду скрывать: цель нашего письма Дмитрию Медведеву была еще и в том, чтобы подвигнуть власть к мысли: библиотекам требуется увеличение финансирования, - откликнулся Вислый. - Но не просто самих учреждений, а проектов. Судите сами: РГБ и РНБ по суммарной площади, количеству единиц хранения, персоналу почти соответствуют Библиотеке конгресса в США. При этом наш общий бюджет - три миллиарда рублей, а у той же Библиотеки конгресса, если переводить в рубли, - 43 миллиарда рублей. Есть разница?

Петербургские журналисты задали вопрос про статус Публички: сохранится ли он, не станет ли наша библиотека вторичной по отношению к Ленинке?

- По факту, те законодательные акты, которые уже действуют, говорят о ведущей роли РГБ, - отметил Вислый. - Судите сами: именно она, а не Публичка является оператором Национальной электронной библиотеки, ведет реестр книжных памятников, получает с 1 января нынешнего года обязательный электронный экземпляр... На мой взгляд, речь должна идти о том, чтобы вести все работы на паритете. Обе библиотеки должны иметь одинаковые, равные функции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5899) от 02.03.2017.


Комментарии