Религии позвали из окопов

Конец марта – начало апреля в Петербурге оказались богатыми на «исламистские» новости: осуждены на приличные сроки два лидера местной ячейки «Хизб ут-Тахрир» (Исламская партия освобождения, признана террористической организацией и запрещена в РФ), задержаны экстремист из Таджикистана, через соцсети присоединившийся к ИГИЛ (также запрещенной в РФ), и еще один петербуржец, прошедший подготовку в сирийском лагере террористов...

При этом политологи, этнопсихологи и религиоведы уверяют: межэтническая и межконфессиональная ситуация в регионе спокойная. Однако почему в последнее время определение «этноконфессиональный» у нас все чаще звучит в сочетании со словами «угрозы» и «риски»?

Религии позвали из окопов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Имидж под угрозой

Ответить на этот вопрос попытались участники недавней конференции «Религиозная ситуация на Северо-Западе: проблемы социокультурных идентичностей», прошедшей в Петербурге уже в пятнадцатый раз. Опасные тенденции по радикализации некоторые выступавшие увидели не столько в меж-, сколько во внутриконфессиональных отношениях. Когда несколько независимых духовных организаций на одной территории конкурируют между собой за паству, а религия из плоскости мировоззренческой перетекает в политическую, ничего хорошего из этого, как правило, не выходит. С таким тезисом были согласны представители самых разных национальностей и конфессий.

Чаще всего понятие «радикализм» в последнее время относят к исламу, именем которого мировой терроризм творит свои преступления. В связи с этим с особой остротой в мировой и российской повестке встал вопрос борьбы с подменой традиционных мусульманских символов и понятий.

На местном уровне тоже не все спокойно.

– Если сегодня кто-то зайдет в мечеть и начнет вести какие-то «не те» разговоры с верующими, охрана этого просто не позволит – выведет за ворота, – заверяет корреспондента «СПб ведомостей» имам-хатыб Соборной мечети глава Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль Панчеев. – Да сейчас уже и попыток таких нет. По крайней мере в мечетях и молельных комнатах, подчиняющихся нашему духовному управлению.

У кого в руках нацкарта?

Тем не менее, выступая на открытии конференции по религиозной ситуации на Северо-Западе, Панчеев сделал довольно жесткое заявление о совершенной некими силами попытке рейдерского захвата мечети в начале 2016 года с целью использования ее трибуны для распространения заморской идеологии. Этот тезис Равиль-хазрат пояснил:

– Подобное происходит и в других регионах: приходят организации (московские), не имеющие своих храмов, но стремящиеся себя позиционировать как всероссийские. Вводят в заблуждение людей: находят сотрудников с одинаковыми именами, придумывают названия, похожие или практически идентичные существующим в регионе, организуют разнообразные «сенсационные» вбросы в СМИ... Такое впечатление, что кто-то целенаправленно использует исламский религиозный фактор для дестабилизации обстановки.

Консолидация или раскол?

Выстроенной вертикали, как, например, у РПЦ, в исламе нет. Есть местные и централизованные организации – покрупнее и помельче. Из крупных и старых – Центральное духовное управление мусульман России (Уфа), созданное еще при Екатерине Великой. При СССР оно называлось Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири, после развала Союза от него откололась московская организация, и с 1994 года оно стало именоваться Духовное управление мусульман европейской части России, которое позже в свою очередь перерегистрировалось как Центральное духовное управление мусульман России – ЦДУМР. В него входят 25 духовных управлений регионов, и глава ЦДУМР является верховным муфтием для состоящих в этой структуре организаций. Существуют также Координационный центр духовных управлений мусульман Северного Кавказа (правда, Духовное управление мусульман Чеченской Республики оттуда вышло, став самостоятельной единицей), есть Духовное управление Республики Татарстан...

У каждого из этих объединений есть учредители – входящие в его состав местные религиозные организации. Есть утвержденный устав и руководящие органы – годовые общие собрания, или меджлисы. На февральском собрании члены Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона единодушно высказались о недопустимости вмешательства сторонних структур и деятелей в дела их духовного управления, являющегося самостоятельной религиозной организацией (речь идет о февральских фейковых вбросах в СМИ, о которых упомянул на конференции Равиль Панчеев).

Но, может быть, появление объединений из других регионов в Петербурге это попытка консолидации, сплочения и объединения уммы Северо-Запада?

– Это не попытка консолидации, а захват новых сфер влияния, – уверен муфтий Соборной мечети. – Идет раскол мусульман региона, не всегда понимающих, что происходит и куда их ведут пришлые духовные пастыри.

О чем говорят имамы

А действительно, куда?

– Ваххабизация, тахриризация, васатизация и другие чуждые нашему традиционному образу новшества порождают странные вещи: платный вход в мечеть или мечети только для одних национальных групп, распределение мест вокруг священнослужителей по билетам, за деньги, – говорит петербургский муфтий. – Превращение религии в бизнес и политику – именно здесь спрятана бомба с коротким фитилем, которую еще в начале 1990-х заложили наши заморские недруги, пытающиеся изнутри взорвать российскую целостность.

В пятницу Соборная мечеть на «Горьковской» забита, что называется, под завязку. Людьми заполнен двор, те, кому не хватило места внутри ограды, слушают проповедь на ближайших улицах.

– Наши проповеди нацелены только на созидание, – говорит Равиль-хазрат. – Со ссылкой на первоисточник – Коран – мы говорим о запрете в исламе на любое убийство, о том, что никакое преступление не может быть совершено во имя Аллаха. Исламское учение, как, впрочем, и других традиционных религий России, выступает за равенство народов и уважительное отношение к культурному разнообразию. И мы неустанно говорим об этом верующим на проповедях в наших двух мечетях, Соборной и в Приморском районе, и в молельной комнате на Сенной (скоро откроем еще одну – на Софийской улице). О чем говорят на проповедях в многочисленных молельных комнатах, открытых другими религиозными организациями, нам неизвестно – официальному духовенству вход туда закрыт.

«Нужно вывести людей из подвалов»

После закрытия в 2013 году молельной комнаты в Апраксином дворе, где была обнаружена экстремистская литература, в северной столице начался процесс «обнуления» нелегальных и полулегальных молельных помещений, неизвестно кому подконтрольных.

– К сожалению, подобных сомнительных мест в нашем городе еще немало – в Калининском, Невском районах... Наша задача – вывести людей из «подвалов», создав официальную структуру, чтобы все открываемые молельные комнаты работали под эгидой Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, – поясняет Равиль Панчеев.

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге даже составил методику, как надо организовывать молельную комнату. Один из главных пунктов – обязательное согласование с духовным управлением.

– Порядок такой: мы рассматриваем обращение инициативной группы, подписываем с нею соглашение и предоставляем своих священнослужителей, – поясняет глава петербургского ДУМ. – Если у инициаторов создания молельной комнаты есть свои священнослужители, мы их проверяем, после чего заключаем договор. Духовное управление подписывает его напрямую с арендодателем помещения, предоставляя затем площадь инициативной группе. То есть мы контролируем идеологическую часть, берем на себя ответственность и, если что-то пойдет не так, всегда сможем вмешаться и прекратить опасную противоправную деятельность.

Учить духовно и светски

Свою работу с паствой мечети тоже активизируют. Причем не только религиозную.

Если в советское время главными посетителями мечетей были местные жители – татары и башкиры, а сразу после развала СССР – выходцы с Северного Кавказа, то сейчас большинство молящихся – мигранты из Средней Азии. Многие из них не знают толком русского языка, не понимают традиций, а зачастую и сути происходящего. Такие люди могут стать добычей радикальных проповедников.

– Помимо религиозных вопросов мы должны просвещать верующих и в светском плане, – продолжает Равиль-хазрат. – Поэтому с апреля мы начинаем проводить (по пятницам в перерыве между молитвами) семинары для мигрантов на площадках двух мечетей. Говорим об истории России, о законах, культуре.

Мусульманские священнослужители, как и представители других традиционных конфессий, регулярно бывают в школах с «многонациональным контингентом», разговаривают со старшеклассниками, отвечают на прямые вопросы, чтобы снять все барьеры в понимании основ религии.

Насколько успешно они это делают? И удается ли официальному духовенству конкурировать в борьбе за души и умы верующих с пришлыми коллегами, наводнившими регионы?

Университет для всех конфессий

К сожалению, не всегда. И о проблеме подготовки и профессионализма священнослужителей также много говорили на конференции по религиозной ситуации на Северо-Западе.

– Страна большая, конфессий много, а Интернет делает нашу жизнь похожей на порох: конфликт в любом месте может мгновенно стать конфликтом повсюду, – отметил в своем выступлении вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган. – Чтобы противостоять попыткам разрушить этноконфессиональный мир в стране, нашим религиям и всему обществу нужно всерьез заняться подготовкой патриотичных, образованных, профессиональных духовных лидеров. В своих теологических университетах надо готовить и раввинов, и мулл, и священников любых конфессий. Хватит сидеть в «окопах» – везде надо нести Слово Господне своей религии.

КСТАТИ

По переписи 2010 года, в РФ к исламской культурной традиции могут быть отнесены более 65 национальностей, 16,1 млн человек, 11% населения. Соцопросы показывают: численность населения исламской культурной традиции может оцениваться в 7,2 млн человек, или около 5% населения. Если же прибавить сюда трудовых мигрантов, то получится около 18 млн мусульман. В России насчитывается 95 духовных образовательных исламских учреждений. В СЗФО приверженцами ислама назвали себя 1,5% опрошенных, в Петербурге – 4,8%. Из более чем 2,1 тыс. зарегистрированных в округе организаций к исламским относят себя около 40 (1,8%). На территории СЗФО действуют 5 мечетей, в том числе две соборные (Петербург и Вологда), а также неопределенное количество молельных домов и незарегистрированных учреждений.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (5695) от 05.05.2016.


Комментарии