Главная городская газета

Реквием по батарейке

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью

«В ночь на 22 июня...»: память на рубеже блокады

Традиционная акция памяти пройдет у стен храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове 21 июня. Детали события – в нашем специальном материале. Читать полностью
 Реквием по батарейке | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Не знаю, как вы, а я всегда радуюсь маленьким победам экологических активистов. И вот недавно был воодушевлен, обнаружив в одной крупной торговой сети ящик для особо опасных отходов. Увы, радость оказалась недолгой.

Вообще проблема серьезная. С одной стороны, опасные отходы (батарейки, аккумуляторы, энергосберегающие лампы) выбрасывать вместе с остальным мусором нельзя, это вредно для окружающей среды. С другой стороны, возникает вопрос: куда же их в таком случае выбрасывать? В отличие от Запада соответствующей инфраструктуры у нас не создано.

В Петербурге, правда, уже давно ездит экомобиль, но мало кто его вживую видел. Есть и стационарные пункты приема - но их настолько мало, что, можно сказать, и нет. Пользуются ими не просто сознательные, а только сверхсознательные и «подвинутые» на экологии граждане. Таких мало и сильно больше не станет. Понятно, что должно быть все иначе - урны для опасных отходов нужны, может быть, и не в таком количестве, как обычные, но хотя бы в шаговой доступности от любого из нас, и находиться они должны всегда на одних и тех же местах.

И вот натыкаюсь на такую урну ровно там, где она и должна быть, - в магазине крупной сети, торгующей бытовой техникой и электроникой. Понятно, почему урну логично видеть именно здесь, ведь аккумуляторы и батарейки отсюда берутся.

Казалось бы, идеальный вариант для всех: магазину ничего не стоит выделить полметра от своей огромной площади, а также обеспечить утилизацию, тем более что благодаря этому он повышает лояльность покупателей. А где лояльность, там и продажи. Налицо идеальная ситуация, которую в бизнесе называют win-win, - когда выигрывают все.

Моя лояльность к этому магазину, кстати, тоже повысилась. Настолько, что, собрав дома все старые батарейки и сдохший компьютерный аккумулятор, я отправился выбрасывать все это, а заодно какую-нибудь технику прикупить. Только вот ничего из этого не вышло - никакой урны на прежнем месте я не обнаружил. «Да, было, а теперь нет», - разводил руками охранник, а также персонал. Причины никто не знал.

Лояльность моя к магазину при этом резко упала, и ничего покупать я не стал. Резко упала и экологическая сознательность. Потому что обидно: честно собирал всю эту дрянь, пер ее за километр - и зря. Еле удержался от того, чтобы выбросить в ближайшую помойку.

Думается, это естественная реакция. Выстраивать экологическую инфраструктуру необходимо, но она должна быть стабильной. Если человек будет видеть эти урны на одном и том же месте годами, то рано или поздно он начнет ими пользоваться. Такие привычки вырабатываются долго, но вырабатываются - и даже у тех, кто изначально не озабочен вопросами экологии вовсе. Люди будут делать это просто потому, что это делают все.

Но для этого нужно терпение. А если действовать по принципу экспериментов и пилотных проектов (сегодня поставил, завтра убрал), то получится только обратный эффект.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook