Разведчик, дипломат, успешный управленец и бизнесмен

Родился Владимир Иванович в городе Меленки Владимирской области. Отец был летчиком-пограничником, служил в Эстонии.
«В Пярну я и родился бы. Но отец заявил: «Не хочу, чтобы мой первенец на свет появился за границей». Хотя в 1948 году Эстония входила в состав СССР и никто ее не воспринимал как чужую страну. Но папа как в воду глядел и отправил маму рожать на свою родину в деревню Захарово Владимирской области. На свет я появился недалеко от деревни в маленьком городе Меленки, о чем и была сделана запись в свидетельстве о рождении. Но его это не устроило, и в итоге в графе «Место рождения» появилась новая запись - деревня Захарово Владимирской области. В результате прихотей родителей у меня потом были весьма забавные случаи. Например, когда проводилась специальная проверка кандидата на службу, кадровики всерьез забеспокоились, что в церковно-приходской книге не оказалось записи о моем рождении. А не засланный ли он нелегал? Правда, серьезно на карьеру это не повлияло», - вспоминает Владимир Якунин. С юбиляром и его сыном беседовала Надежда Коновалова.

Разведчик, дипломат, успешный управленец и бизнесмен    | ФОТО из личного архива

ФОТО из личного архива

Отсчет первых трудовых километров у юбиляра начался с Государственного института прикладной химии (ныне ФГУП «Российский научный центр «Прикладная химия») - с младшего научного сотрудника.

- Сюда я был распределен после окончания Ленинградского механического института с дипломом инженера, специалиста по производству и обслуживанию баллистических ракет. Затем, как и положено было, два года отслужил в Вооруженных силах. Потом моя реальная жизнь проходила по тому списку (биография), который лежит перед вами, - вспоминает юбиляр.

- И в КГБ тоже работали?

- Сразу о КГБ... Первый раз озвучиваю: сотрудником КГБ я был 22,5 года, а с льготами больше 25 лет. Сегодня это уже не тайна. Могу сказать, что эта сфера хорошо формирует характер, волю, навыки и мозг тоже. Что очень мне пригодилось в жизни. И какой бы пост я ни занимал, главным моим оружием всегда была голова.

- Вы могли бы назвать основные уровни вашей жизни?

- Я назову их периодами. Основных их у меня было семь. Первый, как у всех, детство. Мама была бедовой девчонкой, в 14 лет сбежала из дома. С отцом познакомилась в Каунасе, где он служил, там и поженились. 12 июля ей исполнится 92 года, она до сих пор руководит моей сестрой. И дает указания по выращиванию помидоров, огурцов, яблонь. И нас снабжает заготовками.

Я рос спокойным парнем, никого в жизни даже по лицу не ударил. Правда, один раз, в пятом классе, дело было в Пярну, пришлось отбиваться от группы сверстников (им не нравилось, что я русский). Один из них меня полоснул ножом по руке. Первую помощь оказывали девочки, а боевой шрам на руке остался на всю жизнь. Но зла на них я не держу.

Следующий этап, это юность. Она проходила в Ленинграде, куда вернулась семья после демобилизации папы. Здесь я окончил школу и институт. Долго в холостяках не ходил, так как влюбился еще в девятом классе в барышню по имени Наташа из параллельного класса. Школу она закончила с медалью и на красный диплом шла в институте. Я хоть и учился хорошо, но без высоких наград. После упрека тещи: «Cмотри, какая у тебя девочка!» - пришлось пересдать экзамен по технике безопасности (умудрился получить трояк) и все-таки закончить с красным дипломом. Так я доказал теще, что достоин своей избранницы. Тещу вспоминаю добрым словом за воспитание такой дочери. Грядет уже золотая свадьба.

Третий этап моей жизни - работа в управлении КГБ СССР по Ленинграду. Далее работа в представительстве СССР при ООН. Пожалуй, это был наиболее сложный период во взаимоотношениях между нашими странами. Работать было непросто, но очень интересно.

- Владимир Иванович, вернулись вы на родину в 1991 году, в разгар политического кризиса. С чего пришлось начинать?

- Обустраивать свою жизнь. Это был хоть и не главный, но самостоятельный период жизни. Друзья мои тогда были уже известные люди. Мы были молодые, брались за многое. Что-то получилось, что-то нет. Кстати, этот период был тоже полезен. Но наступил кризис в отношениях и мы разбежались.

Далее я был назначен на гражданскую службу - начальником отдела Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ (при Ельцине). Дальнейшая моя работа - заместитель министра транспорта РФ. Отсюда уже встал на железнодорожные рельсы: первым заместителем министра МПС. После создания ОАО «РЖД» занимал пост первого вице-президента компании. 14 июня 2005 года я был назначен президентом ОАО «РЖД».

- Владимир Иванович, в книге «Коварная колея» вы пишете: «Главным испытанием в моей трудовой деятельности были последние 10 лет на посту главы РЖД». Вам пришлось меняться после назначения?

- Безусловно. Шестой этап моей жизни - «железнодорожный». Я стал другим человеком. Руководитель такого масштаба должен жить по принципам, через которые нельзя переходить. Назначение мне далось нелегко, а уволил я всего двух человек.

Ведь меня назначали в МПС ОАО (РЖД), чтобы проводить реформирование отрасли, налаживать систему инвестиционной деятельности и управленческой. Мой опыт позволял вести эту работу.

Но уж точно я на рельсы упал не с неба. Во-первых, в Минтрансе я курировал департамент по координации видов транспорта и был в постоянном контакте с железнодорожниками. Что касается техники, я инженер и хорошо мог разобраться. Кроме того, от отца я унаследовал аналитический ум. У меня и сыновья такие.

Но в руководстве были люди, которые компенсировали мои недостаточные знания в области железнодорожного транспорта. В частности, Вадим Николаевич Морозов. Это сильный и очень порядочный человек, преданный профессии. Уроки железнодорожных терминов мне давали Александр Цалько, Владимир Воробьев. И я им очень благодарен. Еще хочу поблагодарить Салмана Бабаева и всех начальников дорог, а из приглашенных мною на работу хочу отметить Валерия Решетникова, Александра Бобрешова и Вадима Михайлова.

Что касается седьмого этапа, так это то, что я проживаю сейчас. Этот этап продолжения работы Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» в виде Исследовательского центра диалога цивилизаций со штаб-квартирой в Берлине. Причем на выбор места повлияло то, что именно из центра Европы начались две самые страшные войны человечества и именно поэтому диалог, а не столкновение цивилизаций, должен брать свое начало именно здесь.

- Вы постоянно учились и втянули в процесс всю команду. Об этом говорят ваши подчиненные...

- На протяжении 8 лет на Октябрьской железной дороге проводилось обучение руководителей ОАО «РЖД» по корпоративной образовательной программе холдинга «РЖД» в модульном формате Executive MBA Стокгольмской школы экономики. Всего за это время подготовку прошли свыше 300 руководителей российских железных дорог.

Я часто выступал в качестве приглашенного преподавателя перед слушателями программы с лекциями.

Я неоднократно подчеркивал важность проводимой образовательной программы для формирования нового менталитета руководителей и ведущих специалистов отечественного транспортного гиганта. Инновации всегда начинаются с образования. Практически после образования ОАО «РЖД» мы сразу создали систему каскадного самообразования по системе качества от президента компании до руководителей отделов департаментов. Здесь огромная заслуга Дмитрия Шаханова.

Я и сейчас учусь и всем советую не останавливаться.

- Владимир Иванович, как сказал Лев Толстой, «есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека - быть полезным и иметь спокойную совесть». У вас были такие желания?

- У меня не только были такие желания, а я живу и работаю по этим заповедям. И еще - что отдашь, то твое.

- Поэтому вы так много занимаетесь благотворительностью?

- Благотворительность, участие в жизни конкретного человека или учреждения не зависят ни от политики, ни от общественного строя. Это личная потребность тех, чья цель - увеличивать в нашем непростом мире количество счастья. В России традиции такой непременной для православной культуры помощи восходят к Х веку: к монастырям, к попечительству княгини Ольги, к Уставу князя Владимира. Эту человеческую эстафету я и мои сыновья с удовольствием выполняем.

- Какие самые трагические моменты были в вашей жизни?

- Конечно же, подрыв «Невского экспресса». Это на всю оставшуюся жизнь. Я не везунчик, поэтому были и другие.

- Самые радостные события вашей жизни?

- В личном плане - рождение сыновей. Что касается государственных объектов, то это сдача инфраструктуры к Олимпийским играм и запуск работы Усть-Луги.

- Я бы сюда добавила и детскую железную дорогу в Петербурге...

- Спасибо за память. Если говорить о детских железных дорогах, так это своеобразная школа, которая несет важное воспитательное, образовательное и социальное значение. Наша команда сохраняла и развивала материальную базу, благодаря чему в свое время было построено еще 3 новые школы, а сейчас их 25.  

Без права на ошибку

Владимир Иванович в моей судьбе занимает особое место. Я благодарен ему за предложение стать его первым заместителем в августе 2005 года. К этому времени у меня уже был достаточный опыт работы руководителя на трех железных дорогах и в Центральном аппарате МПС. Но конкретно в тот момент я работал исполнительным директором негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние» и, конечно, скучал по производству, поэтому с удовольствием взялся за дело. Сегодня могу сказать: это были мои самые интересные и главные 10 лет.

В отрасли был период глобальных преобразований по программе структурной реформы. По сути, это означало становление новой, крупнейшей в нашей стране акционерной транспортной компании. И мы не имели права на ошибку.

В новых условиях необходимо было постоянно улучшать обслуживание пассажиров и грузовладельцев, сокращать собственные затраты, заниматься развитием, выстраивать прочные отношения с правительством и бизнесом, вырабатывать новые законодательные и правовые инициативы. И при этом обеспечивать надежную и безопасную работу железнодорожного транспорта.

При реализации государственной программы реформирования возникали новые сложные задачи. Например, коренное переустройство всей системы управления организацией перевозок и производством с передачей руководящих функций от железных дорог в департаменты и дирекции центрального аппарата ОАО «РЖД» в рамках выстраивания так называемой вертикально интегрированной модели.

Руководитель компании доверял коллегам, при этом всегда жестко спрашивал за результат. Постоянно учился сам и включал в процесс обучения весь персонал. Важно, что он всегда нес личную ответственность перед коллективом компании и ветеранами отрасли. Особую заботу проявлял о детях и женщинах.

Владимир Иванович - блестящий инженер, экономист, организатор, ученый. Человек невероятной ответственности, широкой души и чести. Он интересный собеседник, большой ценитель искусства, классической музыки и балета. Его изысканный вкус во многом повлиял на изменение сценариев проведения корпоративных праздничных мероприятий. А еще он прекрасный семьянин.                           

Вадим Морозов, 
экс-первый вице-президент «РЖД»


Сын об отце

- Трудно жить с таким известным папой?

- Интересно! Если бы не было возможности обратиться за советом или воспользоваться его опытом, огромное количество как профессиональных, так и жизненных проблем мне было бы решить гораздо сложнее. С возрастом его знания и советы становятся более востребованными и важными.

Присутствие отца в разных жизненных ситуациях мне очень помогает, позволяет выдохнуть, зарядиться и двигаться дальше. За 70 лет ему удалось достичь многого. Безусловно, были и ошибки, которых можно было избежать. Но любая ошибка — это бесценный опыт, каким бы он ни оказался дорогим. Главное, их понять и разобраться, и, насколько я могу судить, ему это удается.

Сегодня у отца есть возможность передать хотя бы частичку своего опыта будущему поколению, которому предстоит делать эту страну и мир лучше. Недавно вышла его книга «Коварная колея», но ему есть что сказать еще не на одну книгу. Думаю, что это будет интересно.

- Может ли Владимир Иванович сказать своим сыновьям: «Я считаю, что этого делать не надо?»

- Он говорит так всегда, когда видит наши фотографии в горах.

- Вы что-то взяли от родителей на вооружение по части воспитания своих детей?

- Мы с братом росли в Нью-Йорке, и там понятия нормированного дня у отца не было. И в этом сумасшедшем графике он находил время съездить с нами на рыбалку. Тогда не было ни мобильных телефонов, ни планшетов. За время в пути и на воде получалось часов шесть общения с отцом, они были для нас очень ценными.

Мой график сейчас тоже трудно назвать свободным, но я, как и мой папа, стараюсь в любом расписании находить время для полноценного общения со своими детьми без отвлечения на телефон.

- Какие черты характера папы вам больше всего импонируют?

- Он строит свою жизнь так, чтобы она имела смысл. И речь тут не только и не столько про работу, сколько про общественную деятельность, которая для него всегда была важна. И примером тому является его работа в «Диалоге цивилизаций» и в других общественно-образовательных проектах.

Высшая награда от детей

Познакомились с Владимиром Ивановичем с обычных взаимоотношений - дедушки, внук которого получил ожог, и врача, который оказался в нужном месте в нужный час. Ребенок уже вырос и учится на врача, хочет быть хирургом. Дружба с семьей Якуниных длится более 20 лет.

За эти годы с помощью наших друзей, в том числе и Владимира Ивановича Якунина и его сына, в нашем институте произошли большие изменения. Ведь качество доступной помощи зависит не только от государства и умения врачей, но и от тех, кто принимает близко к сердцу чужую беду, и уж тем более детскую. Фонд Андрея Первозванного, во главе которого много лет стоит Владимир Якунин, фонд «Расправь крылья» (учрежден в 2007 году региональным общественным фондом «Центр национальной славы»), председателем попечительского совета которого он является,- постоянные участники институтских инициатив. С помощью наших друзей реконструированы отделения микрохирургии и патологии кисти, патологии позвоночника, патологии тазобедренного сустава и пищеблок. А главное - приобретено современное медицинское оборудование.

Владимир Иванович Якунин - один из наиболее ярких представителей социально ответственного бизнеса, интересы которого не ограничены корпоративными рамками. Его помощь институту делает возможной реализацию самых смелых медицинских планов, экономя силы врачей для ежедневной рутинной спасительной работы. «Дети должны обеспечиваться по максимуму» - это его кредо жизни.

Сегодня юбиляр востребован как руководитель инновационных проектов по развитию и общению жителей России и стран мира, участвует в деле, которое называется «Народная дипломатия», и она не менее важна, чем дипломатия на государственном уровне.

Биография и жизненный опыт юбиляра впечатляют: талантливый ученый, успешный предприниматель, общественный деятель, он и управленец, и дипломат, и заместитель министра, и президент одной из крупнейших транспортных компаний мира. Он - автор нескольких монографий по проблемам геополитики и заведующий кафедрой в МГУ им. Ломоносова, приглашенный профессор Стокгольмской школы экономики и Пекинского университета, почетный доктор Дипломатической академии МИД России.

Но одной из самых дорогих регалий Владимир Иванович считает звание «Почетный доктор» Института им. Г. И. Турнера, присвоенное ему благодарными медиками, и собственное имя в списке друзей института.

            Алексей Баиндурашвили, 
академик


Он с уважением относился 
к журналистам

Каждый визит Владимира Ивановича в Петербург вызывал неподдельный интерес у журналистов, независимо от масштаба мероприятия. Репортеры ведущих изданий не упускали возможность получить самую свежую информацию и ответы на вопросы о развитии железнодорожной отрасли, что называется, из первых уст. Пресс-подходы (которые часто превращались в пресс-конференции) в то время были неотъемлемой частью любого события. Что очень важно для такой отрасли.

Часто диалоги проходили на улице, президент мог снять со своего плеча куртку и накинуть на плечи журналистке. Здороваясь, он мог заметить: «Вы сегодня хорошо выглядите».

Раз в год в РЖД собирал журналистов на съезд, где можно было задавать вопросы не только самому президенту компании, но и членам правления ОАО «РЖД».

И еще интересный факт, говорящий о человечности Владимира Ивановича. Весной 2011 года он впервые побывал в некрополе Новодевичьего монастыря.     К теме уже был подготовлен, но изумлению его не было предела. Его поразило все: как получилось так, что министры путей сообщения XIX века, их заместители, другие руководители отрасли, талантливые инженеры и мостостроители, ректоры Петербургского университета путей сообщения похоронены здесь, и никто об этом не знал.   Взволнованный, потрясенный до глубины души, Владимир Иванович в заключение сказал: «Да, теперь это наш монастырь, железнодорожный».

И, как всегда, слово свое сдержал: компания подключилась к ремонтно-строительным работам, которые велись в монастыре с большим трудом. Были установлены 15 новых надгробных сооружений на могилах наиболее известных и выдающихся деятелей транспорта, выпущено два издания книги «Времен связующая нить», повествующей об этом интересном проекте.

Встречаясь с коллегами и журналистами, мы вспоминаем то интересное и насыщенное событиями время. Опыт работы с Владимиром Ивановичем Якуниным бесценен.

Светлана Минина, 
начальник пресс-службы ОЖД
(2010-2016 гг.)  

#юбилей #РЖД #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (6228) от 05.07.2018.


Комментарии