Разъехаться по-европейски

Какими бы аккуратными водителями мы ни были, неприятности все равно случаются. На светофоре в корму моего любимого авто въехал зазевавшийся водитель. Повреждений немного: вмятина на бампере да погнут номерной знак. Что делать? Вызывать ГИБДД? Ну на это точно полдня уйдет. Пока стражи порядка приедут, пока измерят, опросят, запишут... Потом ехать в отделение за справкой. И тут меня осенило - в бардачке есть бланк европротокола. Так что обойдемся без «кузнеца».

Разъехаться по-европейски | Водителям «поцеловавшихся» авто проще самим оформить ДТП. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Водителям «поцеловавшихся» авто проще самим оформить ДТП. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Правило первое - европротокол должен быть в пакете документов, который страховая компания выдает вместе с полисом ОСАГО. Если страховщики забыли вам положить этот бланк, то не стесняйтесь, требуйте доукомплектации.

Правило второе - европротоколом можно и нужно воспользоваться, если средства передвижения, попавшие в ДТП, требуют ремонта на сумму не больше 50 тысяч рублей, участниками аварии стали только два автомобиля, оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО, согласны с тем, кто прав, а кто виноват. Также в результате ДТП был причинен только имущественный вред автомобилю, а не жизни и здоровью пассажиров, пешеходов, водителей, равно как и заборам, столбам и ограждениям.

В моей ситуации сходилось все. На глазок сумма ущерба была чуть больше 10 тысяч. Второй водитель от своей вины не отказывался. Документы у меня и у него вроде в порядке. Короче, отъехали в сторонку, сели в мою машину, и я начала заполнять бланк. Нарисовала, как могла, схему аварии, заполнила информацию о своем автомобиле и авто въехавшего в меня шумахера. Обменявшись телефонами, мы разъехались по своим делам.

И лишь на работе, загуглив правила оформления европротокола, обнаружила массу допущенных мною ошибок. Самая главная - он был заполнен одной рукой. В страховой сказали, что такой протокол не примут - уж больно он похож на подделку — и посоветовали связаться с виновником, чтобы переписать документ.

Хорошо что въехавший в меня автомобилист оказался вменяемым. Вечером мы с ним пересеклись и оформили протокол как положено. А если бы он оказался менее сговорчивым?

Так что не зря Министерство образования и МВД дали автошколам России рекомендацию: включить в программу обязательные часы изучения «Европейского протокола».

Ведь, хотя он появился в нашей стране еще в 2009 году, водители до сих пор предпочитают вызывать дорожных инспекторов «по любому чиху». Либо наши граждане боятся на глазок оценивать сумму ущерба, либо просто не знают, как заполнять этот документ, либо считают, что сделать это архисложно. Вот и зря. Все просто и подсказки есть в самом бланке. По статистике, сегодня по европротоколу оформляются только 25 - 30% ДТП без тяжких последствий и лишь с двумя транспортными средствами.

Итак, документ заполняется двумя водителями (каждый пишет в своей колонке) только шариковой ручкой. В протокол заносятся персональные данные каждого участника ДТП, номер страховки, идентификационные данные транспортных средств, обстоятельства аварии, сведения о свидетелях (если таковые имеются).

Особенно стоит обратить внимание на некоторые разделы. Так, в пунктах с 13-го по 15-й следует указать, куда пришелся удар, и описать его последствия. Перечислив видимые невооруженным глазом повреждения, не помешает добавить «и иные повреждения», поскольку, что там внутри, вы с ходу никогда не скажете.

В графе 17 рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения. В общем, здесь указано все, что имеет непосредственное отношение к происшествию.

Не забудем и про фотографии места аварии: как ее общий план, так и детали.

И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах, а в графе «замечания» желательно, чтобы тот, кто въехал в вашу машину, подтвердил свою вину.

После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Все. Теперь каждый из участников аварии должен отнести свой лист в свою страховую компанию в течение пяти дней. И сделать это необходимо.

Дело в том, что пострадавший обращается к своему страховщику. Тот выплачивает ему деньги, которые затем требует с компании виновника. Но если последняя об аварии ничего не знает, то не может рассчитаться с оппонентом. И ей ничего не остается, кроме как выставить встречный иск уже непосредственно самому виновнику. И, как уверяют специалисты, судебная практика в данной ситуации на стороне страховщиков.

После того как стороны грамотно оформили европротокол, надо позвонить в страховую компанию. Мне дату экспертизы назначили достаточно быстро. Правда, попросили перед этим тщательно вымыть машину. Несмотря на то что погода не располагала к принятию водных процедур (грязища на дорогах была по колено), все же заскочила на мойку. И поняла, насколько дельную рекомендацию мне дали. На чистой машине все повреждения стали более заметными.

Далее эксперты оценили ущерб, и в тот же день моя машина отправилась в ремонт, а я осталась дожидаться выплаты.

И не надо бояться, что без визы автоинспектора страховая в ней откажет. Страховщики утверждают: не платить в этом случае не выгодно экономически. И, по статистике, число отказов по европротоколу меньше, чем когда ДТП оформлено со всеми документами.

Правда, как считают эксперты, популярность европротокола может вырасти, когда лимит выплат увеличится вдвое - до 100 тысяч рублей. А соответствующий закон вступит в силу уже 1 июня этого года.

#ДТП #ОСАГО #европротокол

Комментарии