Главная городская газета

Расселение под шумок

Свежие материалы Общество

Справедливость — его ремесло

На днях, 14 сентября, на «Литераторских мостках» Волковского кладбища торжественно открыли надгробный памятник Анатолий Федорович Кони после реставрации Читать полностью

Химчистка для полигона

Когда рассеется туман над «Красным Бором».

Читать полностью

Не браконьер, а рыбовод!

Кержаков «отнерестился» на Ладоге.

Читать полностью

Лужа на семи мостах

Новым островам в дельте Невы не улыбнулась судьба Китеж-града.

Читать полностью

Виноградный дуэт

Калейдоскопом ярких, но иных, нежели весной и летом, красок может удивить осенний сад.

Читать полностью

Осенний марафет

«Осень она не спросит, осень она приедет...» — звучит известная мелодия.

Читать полностью
Реклама
Расселение под шумок | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

К западу и востоку от аэропорта «Пулково» собираются окончательно утвердить 40-километровую шумозащитную полосу, жилищное строительство в которой будет серьезно ограничено. Судя по всему, в эту зону попадут уже существующие пригороды. В документах не исключается, что в некоторых случаях придется ставить вопрос о расселении жилых домов.

Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в обслуживающей аэропорт компании «Воздушные ворота северной столицы», в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве между фирмой и Смольным, вокруг Пулкова должны быть разработаны санитарно-защитные зоны (СЗЗ). В соглашении ответственность за подготовку проекта зон закреплена за городом.

«В настоящее время документ, устанавливающий границы СЗЗ, находится на утверждении в государственных органах», - сообщили нам в «Воздушных воротах северной столицы». В компании пообещали, что после утверждения текст опубликуют «в открытом доступе». Тогда и можно будет узнать о границах зон и действующих там ограничениях.

Между тем, как стало известно «СПб ведомостям», еще в январе 2016 года прошедший экспертизу проект корректировки СЗЗ «Пулково» был обнародован в реестре Роспотребнадзора. Он рассчитывался исходя из пассажиропотока 40 млн пассажиров в год. Однако в ноябре того же года в реестре была представлена новая версия документа, подготовленная уже из расчета 13,5 млн пассажиров в год. Как следует из текста, внести изменения потребовалось «в связи с отсутствием окончательных решений по перспективному развитию объекта».

Как отметил в комментарии нашей газете руководитель центра ЭКОМ Александр Карпов, при разнице расчетной нагрузки 26,5 млн пассажиров установленные в обеих редакциях документа санитарные зоны практически идентичны. Этому очень сложно найти рациональное объяснение, так что качество выполненной работы вызывает вопросы эксперта.

В документе вокруг аэропорта устанавливаются зоны двух видов. Первая - она, собственно, и называется санитарно-защитной - сравнительно маленькая и затрагивает только непосредственно прилегающие к «Пулково» территории. Эта зона призвана защитить людей от неблагоприятных факторов, порождаемых наземным оборудованием аэродрома (например, очистными сооружениями). Очерчена она крайне неравномерно: если в юго-западном направлении ее максимальный охват составляет около километра, то в восточном он равен нулю. Карпов считает, что неравномерный контур свидетельствует о подгонке зоны к нужным показателям.

Вторая зона - шумозащитная. Связана она уже не с наземными объектами аэропорта, а непосредственно с полетами и представляет больший общественный интерес. Дело в том, что на линии взлета и посадки самолетов (там, где они пролетают над жилыми домами на сравнительно небольшой высоте) ощущается сильный шум. Важно понимать, где он достигает критической отметки, такой, что жить в этом месте нельзя.

Необходимые для установки зоны исследования специалисты аэропорта провели еще в 2013 году. Вскоре контуры зашумленных территорий были внесены в Правила землепользования и застройки. В новом проекте СЗЗ аэропорта в обоснование этой уже существующей, по сути, зоны приводятся дополнительные расчеты.

Шумозащитная зона очерчена в виде эллипса, вытянувшегося вдоль южной границы Петербурга примерно на 40 километров. В нем выделяются три подзоны с разными режимами использования. Так, в расположенной ближе всего к аэропорту подзоне Г жилое строительство запрещено, запретная территория протянулась на 6,5 километра на запад и восток от торцов одной из взлетных полос, а также максимум на 1,3 километра на север и на 780 метров на юг. А самая отдаленная и щадящая подзона - Б - имеет охват около 18 километров на запад и столько же на восток. В ней строить жилье можно только с улучшенной шумоизоляцией.

По наблюдениям Александра Карпова, в зону ограничений по условиям шума попадают некоторые населенные пункты. В особенности это касается Старо-Панова и Сергиева. «Изрядная часть зоны В - это индивидуальная жилая застройка, - отметил наш собеседник. - Едва ли в этих зданиях предусмотрена усиленная шумоизоляция. А избыток шума - это дополнительная стрессовая нагрузка».

Сложившиеся районы многоквартирной застройки Лигово и Сосновая Поляна, жители которых нередко сетуют на рев самолетов, судя по всему, оказались за пределами зашумленной зоны. Так что формально обитателям этих кварталов жаловаться не на что. Зато в шумовую зону аэропорта попадает активно застраиваемый поселок Ленсоветовский. «Непосредственно Ленсоветовский попадает на границу зоны В и полностью находится в границе зоны Б. Это значит, что дома должны отвечать специальным требованиям по шумоизоляции», - пояснил руководитель центра ЭКОМ.

Проверять наличие ее в проекте - обязанность службы строительного надзора. Госстройнадзор сопоставляет проектную документацию с требованиями градплана земельного участка. В этом градплане должны быть учтены все ограничения, налагаемые Правилами землепользования и застройки. А шумозащитная зона, как было сказано, давно присутствует в ПЗЗ. Однако пока ничего не известно о том, имеют ли дома в Ленсоветовском улучшенную изоляцию.

По словам Карпова, помимо Ленсоветовского в шумную зону попадает и значительная территория к востоку от этого поселка. Ныне она предназначена под деловую застройку, но ее хотят перевести под жилье.

Стоит добавить, что проектом санитарной зоны при необходимости допускается расселение домов.

Эксперт по санитарно-защитным зонам Ирина Синильщикова считает, что расселение отдельных домов вполне вероятно. Кроме того, в ряде случаев придется выполнить шумозащитное остекление. «Первое, что должен будет сделать аэропорт, это провести натурные замеры», - рассказала наша собеседница. По ее словам, те исследования, которые выполнялись ранее, служили только для установления границ зоны. Оценить влияние шума на конкретные жилые дома можно будет только после согласования проекта СЗЗ.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook