Раскатали губу

Территория кластера «Кронштадтская колония», который входит в границы регионального природного заказника «Южное побережье Невской губы», – это заросшее тростником побережье Финского залива. В плавнях растят птенцов и останавливаются на отдых водоплавающие и околоводные птицы на Беломоро-Балтийском пролетном пути. Ученые зафиксировали место обитания восьми краснокнижных видов пернатых. Но сегодня от кластера хотят оторвать кусочек – ценный участок площадью порядка четырех гектаров. И передать его Министерству обороны. По мнению ряда общественников и экологов, из рук военных участок плавно отойдет под нужды предпринимателей. Спорными гектарами занялся было суд – и отклонил исковое заявление. Теперь защитники заказника собирают подписи под обращением к местным властям.

Раскатали губу  | ФОТО Lightspirit/shutterstock.com

ФОТО Lightspirit/shutterstock.com

Ни природоохранный статус, ни то, что на территории обитают краснокнижные виды, не помешало городским парламентариям на слушаниях по генплану в июне одобрить поправку, способствующую сокращению заказника. Внес ее сначала депутат Виталий Милонов, а затем и губернатор города. Было предложено перевести участок в западной части «Кронштадтской колонии» из зоны Р2 (зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования) в зону К3 (зона военных и иных режимных объектов с включением объектов общественно-деловой и жилой застройки).

Дело в том, что рядом с заказником за колючей проволокой расположена воинская часть. Как ни странно, ее территория (16 га) в свое время попала в зону зеленых насаждений. Но, вместо того чтобы перевести ее одну в зону К3, к ней приписали еще почти 4 гектара заказника. При этом спорный временный земельный участок общей площадью чуть более 20 гектаров сформировали в границах заказника лишь 6 марта нынешнего года. Тогда как границы самой особо охраняемой природной территории (ООПТ) были определены постановлением правительства Петербурга намного раньше – в октябре 2013-го. Теперь утверждается, что указанный участок заказника всегда использовался военными, и петербургская дирекция ООПТ должна вернуть его Министерству обороны. Законность постановки этого земельного участка на кадастровый учет начал выяснять суд. Судебный процесс инициировали житель Ломоносова Владимир Журавлев и депутат Законодательного собрания Ирина Комолова, которые увидели в этих действиях сигнал к сокращению площади заказника.

На заседании суда представитель департамента имущественных отношений Министерства обороны сообщила, что участок с объектами недвижимости, которые находились на балансе 2001-го отделения морской инженерной службы Минобороны, попали в границы заказника «случайно».

– Территорию потому и включили в ООПТ, что не было ее кадастрового учета, и никто не мог знать о виде разрешенного использования участка и собственнике. Мы неоднократно обращались к губернатору с просьбой об исключении участка из состава ООПТ и зоны охраняемого природного ландшафта, наша позиция была услышана, – пояснила она. – Постановление на кадастровый учет не повлечет ограничения в доступе граждан к воде и лесу. И – во всяком случае, как нам сегодня известно, – строительство новых объектов.

Представитель департамента заявила: при проведении кадастровых работ оказалось, что занимаемая военными площадь составляет не 16 га, как предполагалось, а 20,3 га (разница находится в границах заказника). Но есть ли на участке кластера какие-то здания или ограда военной части, представитель не в курсе. Инициаторы судебного процесса уверяют: их там нет, что подтверждает и межевой план участка.

– Как-то некрасиво получается: «Вот у нас тут был участок, мы его уточнили, и он стал больше». Так военные могли бы и полгорода себе «уточнить», – возмущается Ирина Комолова. – Этим заросшим берегом военные никогда не пользовались. Что очень просто доказать: когда территория получила природоохранный статус, пошли жалобы от местных огородников, которых оттуда «выкидывали». Там ведь была сплошная «нахаловка»: незаконные огороды, какая-то лесопилка, горы мусора.

– Мы считаем, что решение противоречит действующему законодательству. В федеральном законе «Об охране окружающей среды» сказано, что изъятие земель природного заповедного фонда запрещено. К этому фонду относятся и ООПТ, – прокомментировала ситуацию еще до начала работы суда руководитель дирекции ООПТ Санкт-Петербурга Татьяна Ковалева. – С точки зрения военных, мы были неправы, когда включили эту территорию в состав заказника, поскольку она ими использовалась. Но там не было никаких объектов и, естественно, никакого земельного участка. Когда мы согласовывали со всеми ведомствами территорию будущего заказника, не нужно было проводить какие-то согласования по этому участку у военных. Мы учли существование воинской части, которая расположена на прилегающей территории. Но, повторю, на указанном участке никогда ничего не было. И все равно нам дано поручение готовить материалы по проведению экспертизы материалов обследования и исключению этой части...

У комитета по природопользованию позиция следующая: использование земельного участка для нужд военной части не помешает гражданам посещать особо охраняемую природную территорию.

Водный кодекс предусматривает, что береговые полосы доступны для граждан, а Земельный кодекс устанавливает особый режим использования этих земель в границах ООПТ. К тому же по распоряжению правительства от 15 февраля нынешнего года, при формировании земель ООПТ создаются особые охранные зоны, – рассказала руководитель юридического отдела комитета по природопользованию Александра Парфенова.

В итоге поскольку, по словам представителей военных и комитета по природопользованию, необходимости в сокращении заказника для размещения стратегических объектов нет, Смольнинский районный суд отказал заявителям.

У ряда экологов и общественников, однако, тревога остается. По их мнению, спорный участок впоследствии планируется передать коммерческому предприятию для расширения создаваемого поблизости портового комплекса. Свое мнение они подкрепляют документами, в том числе ответом комитета по природопользованию на имя председателя постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виктора Ложечко.

Общественники напоминают: сегодня на территории «Южного побережья Невской губы» законодательством серьезно ограничена хозяйственная деятельность. И запрещена установленным режимом ООПТ. Поэтому единственный способ включить территорию в хозяйственный оборот – ликвидировать ее природоохранный статус и сами плавни, – объясняет директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. – Если это произойдет, петербуржцы лишатся еще одного участка побережья со свободным доступом к воде. При этом во всем «приморском» Ломоносове насчитывается лишь три места, где можно выйти к Финскому заливу. По некоторым сведениям, планируется полная ликвидация этой части заказника – кластера «Кронштадтская колония».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (5544) от 15.09.2015.


Комментарии