2Vtzqv4Hz9U

Рак не рок

Накануне Международного дня борьбы с раком, который отмечается сегодня, главный химиотерапевт города Владимир Моисеенко рассказал о новых технологиях, которые позволят излечивать различные виды опухолей. Одна из них – иммунотерапия, которую онкологи называют главным научным прорывом в лечении страшного недуга.

Рак не рок | ФОТО sfam-photo/shutterstock.com

ФОТО sfam-photo/shutterstock.com

По словам Моисеенко, сегодня лечение онкозаболеваний включает три составляющие: хирургическую, лучевую и лекарственную. Последнее направление самое прогрессивно развивающееся. Это связано с достижениями молекулярной биологии и все большим пониманием механизмов развития раковой опухоли.

Так, таргетные (точечные) препараты позволяют целенаправленно воздействовать на определенные виды опухоли, вызванные теми или иными генными мутациями. Но есть и другое перспективное направление лекарственной терапии – препараты для коррекции иммунной системы человека.

Сегодня, по словам профессора, уже ни у кого не вызывает сомнений, что злокачественные новообразования – это заболевания не отдельных органов, а всей системы организма. Но, к сожалению, наша иммунная система не всегда способна распознать или уничтожить раковые клетки. Последние умеют так замаскироваться, что «защитные силы» их просто не видят. Иммунотерапия же как бы помечает раковые клетки, подрывая тем самым их «партизанскую» тактику борьбы со здоровьем человека.

– Препараты иммунотерапии действуют точечно на внутриклеточном уровне. По сути, это специальные активные клетки, которые связываются со злокачественными образованиями и их уничтожают, но не трогают здоровые ткани, – подчеркнул Моисеенко.

Например, препараты этой группы позволили улучшить результаты лечения одного из видов лимфом и рака молочной железы. Новые биопрепараты для иммунотерапии позволили также добиться прорыва в лечении меланомы, которая прежде почти не поддавалась никакому воздействию.

И сегодня лаборатории всего мира занимаются разработкой лекарств, способных заново учить иммунную систему отличать раковые клетки от здоровых и уничтожать их. И шаг в этом направлении сделан уже огромный.

Но есть и обратная сторона этого научного прогресса – катастрофическое увеличение цены. Ведь только производство одного лекарства и вывод его на рынок стоит минимум миллиард долларов.

Соответственно и стоимость курса лечения может исчисляться миллионами. Сейчас на одно введение может уходить и три, и пять, и десять тысяч долларов. И такое лечение пациенты иногда должны получать годами... Даже для наиболее обеспеченных государств подобные расходы – бремя непосильное.

И все же выход есть, и он одинаков во всем мире. Как известно, после определенного срока патентной защиты право производить препараты, содержащие то же самое действующее вещество, что и в инновационном, получают многие компании. И это потенциально великое благо. В результате повышается доступность лечения, падают затраты на его проведение. Но вот только воспроизведенный препарат должен быть точной копией оригинального. И контроль качества при его производстве должен быть не хуже.

Наши отечественные фармкомпании также работают над созданием инновационных препаратов для лечения рака. И весьма успешно. Так, как считают эксперты, прорывом в лечении меланомы может стать лекарство, разработанное на основе моноклональных антител специалистами петербургской компании BIOCARD. На этой же площадке ученые работают еще над целым рядом лекарств – на очереди препараты, помогающие победить другие злокачественные опухоли. И хочется надеяться, что когда-нибудь Россия станет первой в диагностике и лечении рака.

А пока, как считает Владимир Моисеенко, одним из способов противостоять этой страшной болезни является ее раннее выявление. И немалую роль в этом играют программы скрининга, которые доступны любому петербуржцу. Однако менталитет наших людей таков, что далеко не все граждане готовы тратить время на профилактику. Многие надеются на традиционный русский «авось», не понимая, что ранняя стадия – это отличные прогнозы на успешное лечение и долгую жизнь.

Более того, в северной столице в онкоцентре работает лаборатория молекулярной онкологии, где любой желающий может сделать ДНК-анализ на генные мутации.

«Как известно, именно наследственная предрасположенность к раку является одним из ведущих факторов риска: как минимум 10% развития злокачественных опухолей молочной железы и яичников у женщин, предстательной железы у мужчин объясняются наличием мутации в генах. И если в семье есть или были больные этими видами опухоли, их близким надо быть настороже, – предупреждает Владимир Моисеенко. – Выявление наследственной формы рака у здоровых людей позволит более внимательно подходить к профилактике развития опухолей и их обнаружения на ранних стадиях. Это позволит, по подсчетам Петербургского медицинского информационно-аналитического центра, снизить, например, заболеваемость раком молочной железы как минимум на 2%».

А предотвратить возникновение болезни у здоровых людей помогут отказ от курения, ограничение употребления алкоголя, борьба с ожирением, активный образ жизни, а также лечение хронических инфекций.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5636) от 04.02.2016.


Комментарии