Путеводительница нашла путь домой

Эту историю некоторые называют «почти детективной», настоятель предпочитает слово «чудо». В 1941 году, в начале войны, советские военные покидали Коневец и получили распоряжение уничтожить скит Коневской иконы Божией Матери: слишком явная наводка для врага. Один из офицеров, капитан-лейтенант Виктор Васильевич Жаров, вывез с собой с острова саму икону Коневской Божией Матери.

Путеводительница нашла путь домой | В храме пахло не по обыкновению ладаном, а свежескошенной травой. Ею был устлан пол.<br>ФОТО АВТОРА

В храме пахло не по обыкновению ладаном, а свежескошенной травой. Ею был устлан пол.
ФОТО АВТОРА

– Это подвиг, – считает епископ Выборгский и Приозерский Игнатий. – Советское время, советский офицер... И икона не маленькая, это не складень.

Икона хранилась в доме военного. Спрятанная (история «свежая», но уже «по-легедарному» обрастающая версиями) то ли на чердаке, то ли в одежном шкафу. Жаров почил; во время уборки в доме родственники и нашли икону. Дальше – опять разночтения: то ли зять Жарова, Сергей Федорович Пономарев, просто отдал икону в храм Спиридона Тримифунтского в Ломоносове, то ли зять следовал завету тестя отдать икону «любому священнику», а тем священником и оказался отец Олег, настоятель ломоносовского храма. Там с 2001 года образ и находился. Пока, как рассказывают, в конце прошлого года не произошли одновременно не связанные друг с другом события; а именно – два человека «опознали» икону. И отец Олег принял решение возвратить ее в Коневскую обитель.

Несколько июньских дней икона была на подворье Коневского монастыря в Петербурге на Загородном; на остров ее доставили 24 июня – накануне Дня преподобного Арсения Коневского, основавшего монастырь в 1393 году.

Пока едем до переправы на Коневец – инструктаж; не про «форму одежды» (приличные люди в курсе), а насчет формальностей. «Коневским Рождество-Богородичным мужским монастырем управляет наместник игумен Александр (Арва). Фамилия монашествующих пишется в скобках. Не путать: это раньше он назывался «настоятель»; сейчас – «наместник», а настоятелем монастыря считается глава епархии. В нашем случае – епископ Выборгский и Приозерский Игнатий».

Снисходя к нужде журналистов в синонимах, помогают: «владыка» (не путать: пишется с «а» на конце; с «о» – если торжественно), «глава епархии», «руководитель епархии», «епископ Выборгский и Приозерский». Наместник – «батюшка», «игумен»...

Времени в ожидании переправы хватило бы и на пересказ всей истории монастыря, трижды разоренного, трижды восстановленного и потому называемого «трижды воскресшим». На ладожском ветру ждем больше двух часов: сейчас большой катер «Коневец» на реставрации (правда, вот-вот наконец спустят на воду) – перевозят на меньших катерках частники. Пропускаем вперед паломников: со своими батюшками прибывают группы – от тихих богомолок в возрасте до молодых вполне светского вида мужчин и барышень в кроссовках (однако в косынках).

Паломников в прошлом году было 500, в этом только с начала сезона – больше тысячи. «Никогда в современной истории Коневской обители такого количества людей не было», – скажет потом владыка Игнатий.

Коневская Божия Матерь – одигитрия, путеводительница; но в руке у младенца не привычный свиток, а птенцы.

Икона, вернувшаяся в монастырь, не оригинал, а список. Та икона, с которой преподобный Арсений прибыл в 1393 году на Коневец (была дана игуменом монастыря на Афоне), с 1939 года находится в Финляндии на Новом Валааме.

– Когда-то вопрос ставили: может, потребовать возвратить? Но я говорю: не надо, любой образ становится чудотворным благодаря молитвам людей, – говорит епископ.

Список, по его словам, сделан в XVIII веке. В ломоносовском храме образ отреставрировали, но знающие люди отмечают: и после реставрации у сердца Божией Матери едва виден «прострел», след от какого-то повреждения.

Список, утверждает епископ, «очень намоленный»:

– Не знаю, почувствовали ли вы. Я, когда служил Акафист на Коневском подворье – у меня все сотрясалось внутри. Это свидетельство того, что образ намоленный, очень сильный.

Коневский храм сейчас на реставрации, но по благословению наместника все праздничные и воскресные дни службы совершаются в его верхнем храме. «Когда есть молитвенная жизнь, когда литургии совершаются, тогда все быстрее и продвигается».

На самом деле продвигается очень неспешно.

– Это памятник федерального значения, – объясняет епископ. – Мы не имеем права реставрировать его сами – это все через КГИОП, и поэтому тянется бюрократическая волокита.

Как рассказывает священник, иногда его спрашивают: может, вернуть вам храм в собственность? Он отвечает: «Нет, пускай будет в пользовании. Вот как разрушали все – так надо всем миром привести в порядок. А тогда можно и передать».

На острове ни света, ни газа. Летом служат при естественном освещении; когда темнеет – электричество дают генераторы на солярке. Одно киришское предприятие помогает. Но вообще братия здесь закаленная – и жизнью на самом острове, который в иные зимы отрезан от материка, и борьбой с прошлыми соблазнами (несколько человек в «той» жизни имели жесткую наркотическую зависимость).

Владыка надеется, что к 625-летию монастыря, в 2018 году, храм будет восстановлен. Правда, надеется и на то, чтобы «блеск куполов и всего приведенного в порядок не затмил внутреннего наполнения».

– Я принял решение в отношении дальнейшей судьбы этого образа, – сообщает епископ Игнатий. – Она будет находиться в соборе, в монастыре. В День Коневской иконы Божией Матери (отмечается 23 июля. – Ред.) мы всегда совершаем крестный ход в Коневский скит и с этим образом пойдем. Он останется в скиту до закрытия детских лагерей (на Коневце расположены лагеря отдыха, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. – Ред.). А потом вернем образ обратно в монастырь.

А храм святителя Спиридона в Ломоносове, «чтобы он не осиротел», получил новый список иконы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (5489) от 30.06.2015.


Комментарии