Путешествие без маршрута

Выставка «Структуры», которая открылась в Мраморном дворце, создана ее кураторами Ириной Карасик и Владимиром Перцем в редком для Русского музея жанре интеллектуального путешествия. Зрителю предложено самостоятельно поразмышлять о хаосе и порядке, свободе и дисциплине.

Путешествие без маршрута | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Такой формат часто используется в международной практике больших проектов и биеннале. Путешествие требует усилий, иногда используется образное определение «паркур». Но при этом публике не навязывают маршрут. Тем более оценок как концепции, так и отдельных произведений.

Так и в нашем случае: правила игры четко определены. Нет хронологической последовательности и деления на мэтров и «второй ряд». Можете рассматривать как поиск смыслов бытия «структуралистские» эксперименты художников в разных материалах - от веревки до суперсовременных полимеров, от масляных красок до двигающихся объектов. Но в равной степени - считать их дизайнерскими опытами, которые ориентированы на чувственное восприятие формы и пространства.

Кураторы предлагают несколько определений слова «структура», остановимся на простейшем - «организованная, оформленная и относительно устойчивая конфигурация». Эпиграф к выставке - стела Аллы Урбан «Взлетная церемония-3», которая состоит из тщательно уложенных брусочков сланца и нержавеющей стали. Организованно и относительно устойчиво сочетает патину природного камня и блеск металла. Возможно, это модель памятника покорителям космоса.

Единственная структура, которую невозможно обойти, это мегаполис, в котором живут большинство из нас. Он жестко окружает нас многоэтажками, как на картине Витаса Стасюнаса «Недвижимость. Дом 10, стр. 3», давит зашторенными окнами, как в объекте Сергея Есаяна «Марафон». Видео с открытыми клетками «Голуби. Свобода по расписанию» Александры Митлянской, конечно, не о птицах. И тогда «Женская фигура», «Ребенок», «Стоящий» Игоря Шелковского, похожие на лего, не выглядят метафорой. В конце концов, человек - это скелет, на который надеты жизненно важные органы.

А дальше кураторы только пунктиром намечают маршрут. Легкая конструкция из звучащих трубочек Вячеслава Колейчука и тяжелая ванна из керамических кубов Ольги и Олега Татаринцевых «Упорство памяти», хрупкость скорлупы у Алексея Костромы, жесткие преграды у Владимира Наседкина, новые конструктивистские парафразы Кирилла Александрова и старые поиски образа бесконечности Франциско Инфанте-Араны.

Выразительна финальная точка выставки. В объекте Сергея Катрана «Кристаллы времени» в аквариуме находятся одинаковые стеклянные колбы 10-минутных песочных часов. Одни плавают, а другие прижались ко дну. Оказывается, когда колбы выдувают, то размер соединительного отверстия получается разный, поэтому в них насыпают разное количество песка.

Как бы старательно мы ни структурировали мир, в нем всегда останется большая доля неопределенности.

В заключение ложка дегтя в структуру бочонка с медом. 200 произведений 50 художников, в основном объектов, требующих пространства, это очень много для залов третьего этажа Мраморного дворца. Наверное, стоило уменьшить количество произведений, допустим, выставить по одному от каждого автора, дополнив показ текстами и фотографиями. Тогда путешествие стало бы интереснее.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии