Пупкин вместо Пушкина

12.05.2015 зарегистрирован и направлен председателю Государственной думы РФ законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – законопроект о единых учебниках русского языка, литературы, истории и математики. О математике и истории скажут специалисты – о русском языке и литературе не могу не сказать, поскольку преподавала всю жизнь и потому понимаю, о чем речь и каковы могут быть последствия принятия закона.

Пупкин вместо Пушкина | ФОТО Vladimir Melnikov/shutterstock.com

ФОТО Vladimir Melnikov/shutterstock.com

Итак, на протяжении 3,5 – 4 лет должна быть создана и введена в употребление «общая линейка базовых учебников» по названным предметам. Общая и обязательная для всех школ страны, среди которых пока еще есть как школы обычные, так и с «углубленным изучением» разных предметов, а еще специализированные – коррекционные школы разных видов и школы с этническим компонентом. Для всех одинаковые учебники?

Эти единые учебники должны строиться лишь на «общепризнанных знаниях» и стандартах. Но даже правила орфографии со временем меняются – о каких общепризнанных и неизменных знаниях по литературе может идти речь? Пушкин – поэт. Безусловно. Даты рождения и смерти тоже никто не подвергает сомнению. Но все, что касается произведений, Пушкина ли, Толстого или Маяковского, любого настоящего писателя или поэта – пространство интерпретаций. Любое литературное произведение каждый читающий воспринимает и понимает по-своему.

Но стандарт – самое любимое слово авторов нового документа – не предполагает разночтений. Литература как предмет, учивший читать – чувствовать, думать, осознавать себя в неповторимой индивидуальности, при таком подходе просто исчезает. Да, в советской школе были единые учебники, но какой же уважающий себя учитель по ним учил... Было святое требование текста произведения на каждой парте. А уж на кого из литературоведов или методистов учитель опирался при чтении-изучении того или иного автора или книги, было производным его личной компетентности и культуры.

Новые учебники должны быть построены «на единой методической и дидактической основе», они должны отвечать «единым психолого-педагогическим подходам» и использовать «общую структуру изложения материала, а также методические рекомендации для педагогических работников». Авторы законопроекта в спешке явно пропустили слово: следовало написать «единые методические рекомендации». Если уж рушить, так до основания: отказались от литературоведения – и методику преподавания литературы туда же. У методистов же, как и у литературоведов, – разные концепции, разные пути анализа и приемы изучения произведений. А ведь была еще методика преподавания русского языка. И многие наши знаменитые лингвисты ею занимались, предлагая свои, как нетрудно догадаться, тоже разные пути постижения богатства родной речи...

По новому проекту, никаких разных путей. Потенциальным вольнодумцам даже не пальчиком грозят, а вполне серьезно предупреждают, чтобы ни-ни. Это раньше учитель мог работать по учебнику, а мог и другими источниками пользоваться и пользовать, дети могли учебник читать или сразу забросить куда подальше. Нынче – никаких разговорчиков в строю.

Единые учебники являются «обязательными для использования в процессе обучения». И проследят за этим обязательным использованием трижды: сначала, проверяя «рабочую программу» учителя, в которой должны быть расписаны в подробностях все уроки года наперед со всеми видами деятельности и всеми домашними заданиями; потом по классному журналу, записи в котором должны день в день и час в час совпадать с рабочей программой, сданной в августе; а потом еще по электронному журналу, который, ясное дело, должен обычному и рабочей программе неукоснительно соответствовать. А писать в журнале одно и делать совершенно другое, как в кажущиеся теперь благословенными советские времена, в действующей системе координат и проверок не получится. Да и гнусно это вранье, и перед детьми стыдно – они же все видят и понимают.

Если же не врать... Я как-то попала на урок литературы, темой которого был петербургский период творчества Пушкина и на котором не прозвучало ни одной строчки поэта. Ни эпиграмм, ни дружеских и сатирических посланий, ни любовных стихов – совсем ничего. Сорок пять минут читали и разбирали параграф учебника – более муторного и бессмысленного урока я за долгие годы в школе не видела. Неужели это тот идеал, к которому стремятся авторы проекта?

Похоже, что так, поскольку в той же «Пояснительной записке» русским по белому написано: «Учебник является основным источником самостоятельного изучения учащимися учебных дисциплин и вспомогательным источником для подготовки в семье». Ну вот, маленький, но просвет: в семье можно и что-нибудь другое почитать, важно только, чтобы не противоречило «ключевому элементу», а то нехорошо может получиться на уроке или экзамене, который должен быть приведен в точное соответствие с содержанием учебников.

Понятно, что писать такие учебники для такого использования настоящие ученые, любящие свою науку, понимающие своеобразие предмета, уважающие себя, имеющие научные и человеческие принципы (еще одно уходящее слово), не согласятся. Значит, напишут те... кто напишет. И работать в школе останутся те, кто готов изучать Пупкина вместо Пушкина, те, кто на все согласен, поскольку больше ничего не может и не умеет. Бесчисленное число раз уже писали и говорили, что учитель – профессия творческая, а творчество и свобода – понятия неразделимые. Некоторые из самых лучших, ярких, талантливых и известных учителей литературы в интернет-обсуждении нового законопроекта уже написали, что в случае его принятия будут вынуждены уйти из школы.

Я не знаю, что могут и должны сделать люди, озабоченные судьбой родного языка, любящие литературу, думающие о подлинном образовании своих детей и внуков, но что-то делать надо. Чтобы законопроект не стал законом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (5464) от 25.05.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны