Прямо-прямо... И налево

Говорят, логика развития ЖКХ неумолимо ведет к прямым договорам. То есть скоро (или не очень скоро) граждане будут оплачивать тепло и воду напрямую компаниям, поставляющим эти ресурсы. Так же, как сегодня они платят за газ и электроэнергию. О таком будущем вроде бы давно мечтают управляющие компании, которые чрезвычайно утомились быть вечными посредниками между потребителями и «ресурсниками». От первых они получают подзатыльники за холод в квартирах и мутную воду. От вторых – пинки за долги.

Прямо-прямо... И налево | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Учет и контроль
в отдельно взятой зоне

Как относятся к этой перспективе тепловики Петербурга, не вполне ясно. Как говорится, и хочется и колется. С одной стороны, вроде бы неплохо перенаправить денежный поток прямиком в свой карман, минуя коммунальные структуры и – особенно – ВЦКП. С другой – очень уж сложно работать с каждой квартирой отдельно: размер платежа рассчитай, квитанцию напечатай и доставь, проконтролируй оплату, взыщи недоимки с должников... И вообще не слишком понятно, как при прямых договорах надлежит высчитывать количество проданного каждой отдельной квартире тепла...

В «Водоканале» тоже не спешат однозначно сказать: «за» они или «против». Однако, учитывая тенденцию, готовятся, приобретают опыт. И в этом не последнюю роль сыграла многолетняя работа компании в области контроля качества и количества потребляемой городом воды, внедрения новых технологий дистанционного управления. Методично занимаясь совершенствованием своего оборудования, «Водоканал» сегодня – почти невольно! – оказался ресурсоснабжающей компанией, более всех прочих готовой к прямым отношениям с гражданами. Во всяком случае технологически.

С этой точки зрения наиболее продвинутой сейчас является та часть Южной зоны водоснабжения, которая обслуживается Урицкой насосной станцией: около 13 квадратных километров Красносельского и Кировского районов с населением 140 тысяч человек.

В результате семилетней модернизации на этой территории теперь работает самое современное оборудование с автоматическим управлением, возможности которого могут поразить воображение непосвященного. К примеру, система может сама себя настроить, если почувствует, что в каком-то квартале вырос – или, наоборот, упал – спрос на воду. Соответствующий насос получит команду скорректировать режим работы. Оборудование способно предсказать аварийную ситуацию, заранее показать слабое место в сети. В общем, на территории внедрена сквозная система контроля объема, давления и качества подаваемой воды в режиме реального времени.

Оператор, работающий на станции, зачастую лучше управляющей компании видит, что происходит в том или ином доме. Резкий всплеск водопотребления может означать, что в подвале потекла труба. Был случай, когда сотрудники насосной станции ночью разбудили специалистов коммунальной конторы и сообщили про аварию.

Новое оборудование позволило вплотную подступиться к решению важнейшей технической задачи – дистанционного определения объемов воды, потребленной каждым конкретным домом. Так уж исторически сложилось, что часть общедомовых узлов учета в Южной зоне несколько лет назад были установлены «Водоканалом» без участия собственников. Такое оборудование юридически не является собственностью граждан, а стоит на балансе «Водоканала» и им же обслуживается. Так что модернизировать их «Водоканал» может, не спрашивая разрешения собственников. Эти-то счетчики компания и оснастила приборами дистанционной передачи данных. Однако автоматически сделать эти показания основой для выставления счетов «Водоканал» не имеет права. Для этого необходима большая предварительная работа, в которой должны участвовать и управляющая компания, и собственники, в квартирах которых установлены индивидуальные счетчики воды. Нужно, как говорится, сверить часы, так организовать процесс, чтобы все снимали показания в один и тот же день. Иначе получится нечто невообразимое. Точнее говоря, ничего не получится. «Водоканал» дистанционно зафиксирует показания общего счетчика, к примеру, 23-го числа. Абонент – 25-го. И как это потом свести воедино, непонятно.

Сегодня в Южной зоне лишь немногие исполнители коммунальных услуг, способные организовать учет, согласились перейти на новую систему. Остальные – ни технически, ни организационно, ни психологически, увы, не готовы. Пока думают. И, похоже, думать будут долго. Особенно в тех домах, где узлы учета являются общедомовым имуществом, к которому «Водоканал» без разрешения общего собрания не имеет права прикоснуться. Так что даже в таких домах лишь по договоренности с управляющей компанией и ТСЖ можно установить оборудование для дистанционной передачи информации.

Трудно даже представить, насколько система учета воды и расчетов за нее, внедряемая в Южной зоне, опередила общее положение в городе. Достаточно, наверное, сказать, что далеко не все управляющие компании сегодня готовы заключать с «Водоканалом» отдельные договоры водоснабжения и водоотведения для каждого дома. Предпочитают иметь общий договор на все свои дома, количество которых доходит до нескольких сотен. На практике это означает, что «Водоканал» примерно представляет, сколько воды вылил каждый дом, но при этом не знает, сколько этот дом заплатил, в должниках он или является дисциплинированным плательщиком.

– А мы хотели бы это знать, – говорит директор филиала «Единый расчетный центр» «Водоканала Санкт-Петербурга» Юлия Артемьева. – Представьте себе: поступает нам от управляющей компании платеж – 100 рублей. В этой сумме может оказаться платеж от гражданина Иванова, скажем, за полгода, от гражданина Сидорова – за два месяца. В этой же денежной массе – и платеж гражданина Кузнецова, который платит день в день... Кто за что заплатил, нам неведомо. Мы не можем сделать вывод, платежеспособен или нет дом в целом. А без достоверной информации невозможно принимать взвешенные решения. Так что мы сейчас настоятельно предлагаем управляющим компаниям заключать договоры на каждый дом. Вернее, по два договора на каждый дом: на холодную воду и на водоотведение. И далеко не все соглашаются.

Так часто случается: мыслями устремляемся в космос, а сами пока еще велосипед не освоили. Или требуем установить счетчики в каждой квартире, а сами еще не знаем, сколько должен платить весь дом. Мечтать – дело хорошее. Плохо, когда постановления и законы принимаются на основе мечты, а не реальности.


Разрыв ответственности

Заключение «подомовых» договоров в «Водоканале» считают неким переходным периодом, цель которого – подготовиться к прямым договорам с гражданами. Хотя уже сейчас компания имеет прямые договоры на водоснабжение и канализацию с жителями двух десятков домов. В основном это жилые малоэтажки в Пушкине и Павловске: новостройки из разряда таунхаусов на 8 – 10 квартир. В таких домах схема прямых договоров действует, не вызывая никаких затруднений ни у собственников, ни у «Водоканала». Ситуация здесь сродни договорным отношениям с жителями частных домов. Все обкатано, прозрачно, в штатном режиме. И на абсолютно законных основаниях.

По ныне действующему законодательству монополисты-«ресурсники» могут (и даже обязаны) заключать прямые договоры с собственниками в домах, где выбрана так называемая третья форма управления – не управляющая компания, не ТСЖ, а непосредственное управление. Это когда каждый сам себе управляющий, никакого общего счета, бухгалтера, правления или председателя нет, а общие вопросы решаются путем народного вече. То есть на собрании. Правда, таким образом могут управляться, как сказано в Жилищном кодексе, только дома, в которых не более 16 квартир. Будет на одну больше – и непосредственное управление уже не годится. Следовательно, не годятся и прямые договоры на поставку коммунальных ресурсов.

Тем не менее «Водоканал Петербурга» взялся работать по прямым договорам с несколькими городскими многоквартирниками. Самые крупные из них – Товарищеский проспект, 4 (565 квартир), и Софийская улица, 51 (214 квартир). И один многоквартирный дом – улица Подвойского, 48, – находится в стадии перехода на прямые договоры.

Товарищеский, 4, – легендарный дом. Впрочем, многие в администрации Невского района, в ГУП «ТЭК», в жилищном комитете более склонны называть его бельмом на глазу. Председатель созданного здесь ТСЖ около пяти лет назад решил показать ресурсоснабжающим компаниям, кто в доме хозяин. В один прекрасный момент он заявил, что ТСЖ «Товарищеский, 4» не будет подписывать договоры на кабальных условиях, которые предлагают «ресурсники»-монополисты. А по Гражданскому кодексу: нет договора – нет и оплаты. За тепло ТСЖ не платило несколько лет. Были долги и за воду. А в один прекрасный день ТСЖ представило в «Водоканал» документы о том, что собственники выбрали иной способ управления домом – непосредственное управление.

– Горожане нередко обращаются к нам с вопросами о происхождении долгов, – рассказывает Юлия Артемьева. – Зачастую ТСЖ или ЖСК не торопятся оплачивать ресурсы, даже если сами жильцы аккуратно платят по счетам. В таких случаях люди выражают готовность платить нам напрямую в индивидуальном порядке. Хотя это возможно, только если соответствующее решение примут все собственники. А в случае с Товарищеским, 4... Возможно, претензии к ТСЖ и к его председателю и были обоснованы. Однако без него мы, скорее всего, не смогли бы организовать заключение договоров. Граждане, как правило, инициативы не проявляют. А некоторые и вовсе не знают, что в доме есть какая-то система управления. А нам для заключения прямых договоров необходим большой объем информации. Например, о количестве собственников в каждой квартире. Если бы эти данные мы собирали заново, пришлось бы потратить много времени и денег. Ведь справки о собственниках – дело платное. Но ТСЖ помогло нам со сбором всей необходимой информации, максимально облегчив переход на прямые договоры.

Новые отношения с собственниками квартир двух домов обернулись для «Водоканала» серьезной работой. Необходимо было оформить более 1600 договоров: по два на каждую квартиру – на поставку воды и водоотведение. Для того чтобы граждане ежемесячно получали счета-квитанции, в информационные системы необходимо было внести значительный объем данных: о квартире, о собственниках и проживающих с ним гражданах.

Далее – большого внимания требовали должники. К примеру, одна из собственниц постоянно живет в другом городе, в Петербурге бывает наездами, а потому не считает нужным оплачивать коммунальные услуги. В том числе не платит за воду, потребленную на общедомовые нужды. Между тем ныне действующие правила предоставления коммунальных услуг говорят четко: собственник должен оплачивать «общедомовые нужды», даже если не живет. Так что за дамой числится долг за воду 13 тысяч рублей. И это далеко не единственный случай. Поэтому ныне «Водоканал» осваивает новую для себя работу – по судебным решениям взыскивать долги с физических лиц. Первые иски уже поданы.

– Работа с должниками действительно большая проблема, опыт решения которой мы еще должны наработать, – признает Юлия Артемьева. – Однако есть и другие проблемы. Возможно, даже более острые и трудноразрешимые. Так, прямые договоры с гражданами заставили нас задуматься о статусе и судьбе общедомовых сетей. Зона ответственности «Водоканала» заканчивается на входе водопровода в дом. Далее – ответственность управляющей компании, которая взимает с граждан плату за обслуживание инженерных сетей, включая водопровод. Затем – квартира непосредственного потребителя, куда «Водоканал» по прямому договору с гражданином поставляет воду. И, естественно, взимает за это плату. Согласитесь, запутанная система. Думаю, «Водоканалу» (да и другим ресурсоснабжающим организациям) при переходе на прямые договоры с населением целесообразно сразу рассматривать вопрос обслуживания внутридомовых сетей. Чтобы избежать разрыва ответственности.

Между тем думский Комитет по ЖКХ пришпоривает ситуацию, погоняет прогресс. Депутаты формулируют проблему не иначе как нарушение прав граждан «получать коммунальные услуги, минуя посредников в виде управляющих компаний». Причем считается, что для восстановления этого права не хватает лишь одного – нового закона. И они его уже придумали. Готов очередной пакет поправок (кажется, 41-й по счету) в Жилищный кодекс. Ныне документ проходит обсуждение и правительственную экспертизу. Законопроект отменяет условие, при котором прямые договоры можно заключать лишь в домах с третьей формой управления – с непосредственным управлением. Говорится: если общее собрание собственников решит переходить на прямые договоры, стало быть, пусть переходят. Правда, при этом управляющая компания, ТСЖ или ЖСК все равно будут отвечать за воду и тепло, так как с них никто не снимает обязанности по эксплуатации внутридомовых сетей. Есть в госдумовском проекте также несколько очень путаных позиций, которые сводятся к тому, что управляющая компания все равно отвечает перед ресурсниками за платежи граждан. А стало быть, как ни крути, она остается посредником.

Новые поправки предусматривают также создание в субъекте РФ еще какого-то «оператора расчетов за коммунальные ресурсы». В итоге: бурная законодательная деятельность, направленная на ликвидацию посредника в лице УК, может привести к созданию сразу двух посредников: все той же УК (куда ж без нее?) и еще какой-то организации, которая должна будет считать, сколько денег потребитель должен какому-нибудь ГУП ТЭК – за тепло и «Водоканалу» – за воду. Такое вот оно – право граждан-потребителей, каким оно видится из кресел Государственной думы.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5367) от 23.12.2014.


Комментарии