Пройти по белым пятнам

Такое определение, казалось бы, аванс: поход океанографического исследовательского судна завершился недавно, 18 января (уходили из Кронштадта 18 августа прошлого года). Открытия еще предстоит осмыслить. Но впечатлило уже то, что это первая российская научная кругосветка, проходившая (в этом вся суть) через акваторию Северного морского пути.

Пройти по белым пятнам | ФОТО www. fleetphoto.ru

ФОТО www. fleetphoto.ru

Остров местоимений

Самое «выпуклое» открытие – остров Яя в море Лаптевых. Строго говоря, открыли остров российские вертолетчики в 2013 году, летя из Тикси на остров Котельный; когда спорили, кто первым увидел это не обозначенное на картах пятно, заспорили: «Я!», «Я!». Так появилось «рабочее» название. Но одно дело – увидеть, другое – четко определить координаты и нанести на карту.

Координаты установлены: 73 градуса 59 минут 26 секунд северной широты, 133 градуса 5 минут 46 секунд восточной долготы. Длина 368 м, ширина 124 м.

Высаживались 23 сентября. Да и «высаживались» не то слово: ученые до острова пешком дошли. Глубины небольшие, судно остановилось в шести милях от предполагаемого местонахождения объекта, спустили быстроходную лодку, но и она не смогла причалить – люди в спецодежде просто шагнули в воду и добрели.

– Это не колоссальный остров, выросший в океане в результате вулканической деятельности, – поясняет начальник экспедиции капитан 1-го ранга Олег Осипов. – Это узкая полоска земли, песчаная, которая за счет природных процессов намывается в определенной точке.

Осипов опытный гидрограф, случалось всякое, но ощущений, подобных тому, что испытал, ступив на не обозначенную на картах землю, «еще не переживал».


Для одних – мель,
для других – открытие

Судно «Адмирал Владимирский» 1975 года рождения, до выхода в море прошло полную модернизацию, капремонт энергетической установки. Новое оборудование, говорит капитан судна Александр Пышкин, полностью отечественное.

– Арктические моря трудны в навигационном отношении, – продолжает капитан. – Они довольно мелководны, а корабль океанский, с осадкой 6,5 м и длиной 150 м. Мы старались близко к берегам не подходить, а на катере иногда приходилось добираться до нужной точки в течение часа по холоду.

Назначение Гидрографической службы ВМФ России, которая и организовала экспедицию, – составлять морские навигационные карты, руководства и пособия для мореходов. Основные работы по картографированию Мирового океана были выполнены еще в 1940 – 1990-х годах, но новые техсредства позволяют получать более достоверную информацию.

– Нашей задачей было – высадка на необорудованные побережья, на острова для уточнения береговой черты, – рассказывает Осипов. – На островах Новой Земли, Северной Земли из-за потепления происходят сходы ледников, образуются новые географические объекты. Например, где был полуостров, образуется остров.

Из открытий, помимо острова Яя, – мыс на островах Новой Земли, он появился именно в результате схода ледников. «Есть достоверная информация, что там образовался новый остров, но мы не смогли это задокументировать из-за неблагоприятных погодных условий». В юго-восточной части Тихого океана обнаружили подводную гору высотой примерно 4400 м, и этого объекта не было на картах.

Впрочем, в том же Северном Ледовитом они специально шли «по белым пятнам» – местам, по которым нет информации о рельефе дна. Как говорит Олег Осипов, есть участки 40 км на 30 км, на которых не нанесено вообще никаких глубин. У гидрографов, поясняет начальник экспедиции, поговорка есть: что для надводного корабля – посадка на мель, то для гидрографа – открытие. В общем-то они и должны почти «садиться на мель», находить опасные участки.


Бермудский треугольник
и «День сурка»

Поход стал еще и данью традициям: заходили в места, где в 1913 – 1915 годах проходила Северная географическая экспедиция, результатом которой стало последнее великое географическое открытие – архипелаг Северная Земля. Идя путем полярных конвоев, опускали в воду венки в память о погибших.

«Адмирал Владимирский» шел то в гордом одиночестве, то встраиваясь в караваны кораблей Северного или Тихоокеанского флотов. Приключений хватало. Диапазон – от встречи с белыми медведями на острове Северный Новой Земли (правда, медведи, завидев наших с фотоаппаратами, убрались от греха подальше) до теплой беседы с кубинскими товарищами-коллегами: последний раз «Адмирал Владимирский» заходил на Кубу в 1983 году. Не решились лавировать между 17 айсбергами, собравшимися в районе мыса Берга (архипелаг Северная Земля), но пришлось маневрировать в Южно-Китайском море в окружении 230 рыболовных джонок, заодно проверили радиолокационную станцию (одной из задач экспедиции было испытать все отечественные и несколько иностранных радионавигационных и спутниковых систем). Умудрились дважды пережить один день – 22 ноября (пересекли «линию перемены даты», меридиан 180 градусов), а Новый год встречали в центре Бермудского треугольника – и обошлось.

Весь поход длился 154 суток, пройдено 31 550 морских миль. Обследовали 20 сомнительных объектов (так и называются) – восемь из них будут нанесены на карты, материалы по остальным надо еще обработать. Откорректированы лоции для портов захода. В 281 точке Мирового океана проведены исследования свойств воды, сделано более 1000 гидрометеорологических наблюдений; в этом практиковались и курсанты со студентами: в отряде были группы из Морского корпуса Петра Великого, Гидромета и Госуниверситета морского и речного флота имени адмирала О. С. Макарова.

Обработка материалов займет год, но оперативная информация, скажем, о наличии новых островов, поступит к морякам мира сразу.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (5386) от 28.01.2015.


Комментарии