Просто цены угодили в сети
На словах розничную торговлю, которая могла бы составить конкуренцию крупным торговым объектам и поспособствовать снижению потребительских цен, кто только не поддерживает. Однако факты эту поддержку опровергают.
Иллюстрация Lightspring/shutterstock.com
Вот на заседании общественно-консультативного совета Санкт-Петербургского УФАС России был заслушан доклад директора Центра исследования рыночной среды Дмитрия Даугавета, посвященный развитию конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами.
В нем утверждалось, что, по состоянию на 2015 год, 90,8% петербургского рынка розничной торговли продовольственными товарами занимают 17 торговых сетей. В тройке лидеров - компании X5 Retail Grop, «О,Кей», «Лента». Они занимают 49,9% объема розничной торговли.
Так как в совокупности доля рынка трех сетей не составляет более 50%, то признаки коллективного доминирования (ч. 1 ст. 5 закона о защите конкуренции) отсутствуют. А значит, УФАС, в соответствии со ст. 10 этого закона, не может применить к компаниям меры антимонопольного реагирования.
Руководитель Санкт-Петербургского УФАС Вадим Владимиров заявил, что в таких условиях малому и среднему бизнесу, занятому торговлей продуктами, выживать сложно. Он также подчеркнул, что «городские власти должны внимательно отнестись к этой статистике и проработать меры по поддержке мелкорозничной торговли».
Для снижения давления торговых сетей на мелкую розницу рекомендуется пересмотреть схему размещения нестационарных объектов, выделить для них удобные зоны в каждом микрорайоне, отказаться от предоставления статуса стратегических инвесторов компаниям, развивающим торговые сети по продаже товаров повседневного спроса.
В рекомендациях ничего принципиально нового по сравнению с тем, что было в предыдущие годы при разработке мер по поддержке предприятий малого бизнеса. А торговые сети как занимали в Петербурге доминирующее положение, так и занимают. Большие надежды возлагались на закон о торговле, который все как надо отрегулирует, обеспечив равные условия выхода на рынок для разных хозяйствующих субъектов.
Первоначально закон о торговле был принят в конце 2009 года. А в июле текущего года вступила в силу его новая редакция с существенными изменениями. Так, Госдума утвердила поправки, которые снижают допустимый размер выплат производителей ретейлерам до 5%, ускоряются взаиморасчеты между партнерами, участникам рынка придется пересмотреть все договоры.
Однако с критикой новой редакции закона уже выступила Ассоциация компаний розничной торговли. По мнению ее участников, действующие правила не помогли выстроить конструктивный диалог между поставщиками и торговыми сетями. Ограничение размера бонусов торговых сетей на практике обернулось дополнительными издержками для обеих сторон и положение только усугубилось. А потому поставщики и ретейлеры готовят свою редакцию закона о торговле.
Как говорится, приехали. Усовершенствовать законодательные акты так можно до бесконечности, не неся никакой ответственности за эффективность их применения в реальной жизни.
С учетом же приведенной выше статистики на мелкую розницу в Петербурге приходится меньше 10% в общем объеме торговли продуктовыми товарами. В этих условиях вполне объясним расцвет торговли несанкционированной, то есть незаконной, с которой власти с переменным успехом борются из года в год.
Предпринимателей можно понять. Если товар есть - его надо реализовать. Главный вопрос - что мешает работать официально, по установленным правилам? Спокойно, без страха, что твою лавочку могут снести, товар конфисковать, привлечь к административной, а то и к уголовной ответственности. Этот вопрос в первую очередь надо адресовать к чиновникам, которые отвечают за организацию торговли в нашем городе.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5835) от 22.11.2016.
Комментарии