Главная городская газета

Просчитались?

Свежие материалы Общество

Справедливость — его ремесло

На днях, 14 сентября, на «Литераторских мостках» Волковского кладбища торжественно открыли надгробный памятник Анатолий Федорович Кони после реставрации Читать полностью

Химчистка для полигона

Когда рассеется туман над «Красным Бором».

Читать полностью

Не браконьер, а рыбовод!

Кержаков «отнерестился» на Ладоге.

Читать полностью

Лужа на семи мостах

Новым островам в дельте Невы не улыбнулась судьба Китеж-града.

Читать полностью

Виноградный дуэт

Калейдоскопом ярких, но иных, нежели весной и летом, красок может удивить осенний сад.

Читать полностью

Осенний марафет

«Осень она не спросит, осень она приедет...» — звучит известная мелодия.

Читать полностью
Реклама
Просчитались? | ФОТО Peshkova/shutterstock.com

ФОТО Peshkova/shutterstock.com

56-я ММО, прошедшая в Таиланде, завершилась 15 июля и обсуждается до сих пор. В основном, конечно, педагогическо-математической общественностью, но смятение поймет любой: ежегодно мы читали «с золотыми медалями вернулись школьники...», сейчас читаем, что наши заняли восьмое место по сумме набранных баллов. 21-е – в медальном зачете.

Сейчас педагоги потешаются над сообщением министерского сайта: «Российские школьники лидируют в знании математики». (Министерство образования и науки, ты вообще о чем?) Эксперты кивают на искривившуюся систему российских олимпиад и, конечно, на ЕГЭ.

Между тем Сергей Рукшин, создатель и директор знаменитого математического центра Президентского лицея # 239 (который исправно поставляет в сборную победителей и призеров), первым делом нас всех... поздравил: «Все шесть членов российской команды завоевали серебро».

Впервые за 50 с лишним лет у нас нет золотых медалей; впервые никто из наших не одолел больше трех задач из шести. Задачи особенно заковыристые? Очевидно, нет, если с ними справились хотя бы по одному школьнику из 20 команд (всего было 104), в том числе из Хорватии, Перу, Ирана. Есть «золото» у Казахстана. Украинская команда вообще оказалась лучшей из европейских: если мы в медальном на 21-м месте, украинцы – на 8-м. «Никогда и ни при каких обстоятельствах не было такого, чтобы украинская сборная опередила российскую», – комментирует Сергей Рукшин.

В нашу команду вошли два москвича, причем из одной школы, – Руслан Салимов и Иван Фролов, Иван Бочков из Ижевска, Никита Гладков из Томска, Александр Зимин из Ульяновска и непременный участник из Петербурга – наш город представлял Александр Кузнецов из Президентского физико-математического лицея # 239 (директор лицея Максим Пратусевич был на играх обозревателем, должность такая). Все они были отобраны на сборах, то есть там показали лучшие результаты.

– Я имею представление об этой команде, – продолжает Сергей Рукшин, – это очень сильные ребята, вполне способные выступить успешно, но...

Это Сергей Евгеньевич к тому, что мухи отдельно – котлеты отдельно. Способности членов команды – одно, работа тренерского штаба по подготовке российской сборной – совсем другое.

Как говорят специалисты, у нас явно «недоготовили» ребят к задачам из двух блоков: теория чисел и функциональные уравнения. Времени не хватило? Мягко говоря, наоборот. Обычно тренировочные сборы идут две – две с половиной недели, и дольше не рекомендуется: в мозгах контакты заискрят; в этом году сборы длились дольше месяца. Благо проходили в Сочи.

– Команда была, видимо, попросту вымотана. Прошла пик формы в середине сборов, – предполагает Рукшин.

Впору ворошить советскую (советских времен) систему подготовки участников олимпиад. Тем более что не только украинцы и казахи, но и многие другие этот опыт учитывали. Или проклинать ЕГЭ, который с этого года позволяет сдавать математику и на «непритязательном» базовом уровне? Или и то, и другое, и еще что-нибудь третье?

Что до ЕГЭ, то Сергей Рукшин, ярый его противник, в этом конкретном случае связи не видит. Элитное образование (не в смысле «для богатых», а в смысле «для особо башковитых») все-таки очень далеко от образования массового. Потрясения в массовом образовании до элитного дойдут, но много-много позже. Если это вас, конечно, успокоит.

Насчет советской методики.

– Говорить о том, что та система подготовки была однозначно и всегда сильнее, наверное, не стоит, – рассуждает Сергей Рукшин. – И в советские времена система была неодинаковой, она менялась. Я имею в виду сборы отборочные, затем учебные и, наконец, тренировочные.

Выдающуюся систему подготовки участников олимпиад построил в 1980-е Александр Абрамов, ученик самого Колмогорова, вспоминает Рукшин. (К слову, два года назад в Великобритании высокопоставленный чиновник от образования дал добро основать школу, «заточенную» под систему Колмогорова.) Александр Абрамов умер в мае этого года – ему и семидесяти не было. Говорят, это он стал создателем «феномена Перельмана»: школьник Гриша Перельман, скажем так, фамилией не вышел, чтобы в 1982-м представлять Советский Союз на международной олимпиаде; Абрамов проявил чудеса упорства и отваги, Григорию выдали загранпаспорт, включили в сборную – и он набрал 42 балла из 42 возможных. Позже такого же заоблачного результата добился еще один ученик матцентра и 239-го лицея Станислав Смирнов. Оба, как известно, после были удостоены высочайшей награды в математическом мире – Филдсовской медали.

Но это все лирика и к нынешнему положению дел имеет только то отношение, что показывает, какие когда-то были люди. Грозились партбилет на стол положить, если ленинградскому пацану не дадут выездную характеристику.

– В 1987 году систему подготовки Абрамова усовершенствовал Валерий Вавилов, – вспоминает Рукшин. – Она была действительно хороша. Но сейчас многих элементов той системы уже нет.

Между тем еще до ММО (и без связи с ней) российские учителя математики, и не последние учителя, внимательно изучали новую программу по математике для 5 – 9-х классов, принятую Министерством образования и науки. Изучив, сочли нужным написать письмо президенту России (мы видели черновик; чистовик если и изменился, то непринципиально).

«На наш взгляд, эта программа не является настоящей программой по математике для 5 – 9-х классов, она непригодна для применения в школе...» Одна из претензий: в ней «задан примитивный уровень обучения на базовом уровне, что создаст учащимся трудности для освоения курсов математики на следующих ступенях». Еще: «Министерство образования и науки РФ взяло курс на уничтожение отдельных школьных курсов алгебры и геометрии. Тем самым уничтожается важное конкурентное преимущество России – умение преподавать геометрию, использовать ее для развития мышления школьников, их умения доказывать и отличать доказанное от недоказанного, развивать их творческий потенциал. Уничтожение геометрии в школе как отдельного предмета отзовется ухудшением человеческого капитала».

Главное, что отмечают преподаватели: «Недопустимо низкий научный и методический уровень документа, утвержденного на федеральном уровне».

Для убедительности учителя цитируют президенту самого президента: «Математика – это предмет национальной гордости. На этом основаны все наши успехи предыдущих десятилетий: и ядерная программа, и космическая программа, и металловедение, судостроение, атомный подводный флот» (2013, март) и «у нас запас прочности в сфере математики очень большой, но не бесконечный» (2012, октябрь).

Если бы эта программа министерства внедрялась на фоне наших побед на международной олимпиаде – учителям сложнее было бы доказать, что «запас прочности иссякает». Сейчас – вне зависимости от того, насколько коррелируют наши математические достижения на высоком уровне с уровнем массовым, – у преподавателей появился очень мощный аргумент. Мы – всего лишь восьмые. «Такого еще не было», — как пишут сейчас на форумах.

А теперь между нами, только т-с-с. Восьмыми – не были, да. А девятыми – были. Во вполне советском 1981 году. Уж не знаем, летели тогда головы или нет, но, возможно, из-за того девятого места в следующем, 1982-м, у Александра Абрамова появился шанс протащить Гришу Перельмана.

...Память о нашем 21-м месте в медальном зачете канет в Лету, поскольку на ММО обычно ведут не медальный, а командный зачет. Считают не медали, а сумму набранных членами команды баллов. И то неофициально: ММО – индивидуальное первенство. Но все же. Советский Союз был первым в командном зачете 14 раз – с 1963-го с небольшими перерывами до 1991 года. С распадом Союза первенство вернулось к России только в 1999-м, когда мы разделили 1 – 2-е места с Китаем. Второй и последний (на сегодня) раз мы были первыми в 2007 году.

До того года в течение четырех лет обосновались на четвертой ступеньке. До того были всякими (в том числе – разик – шестыми), но в основном «серебряными» и «бронзовыми».

В этом году первой оказалась команда американских школьников, но всем далековато до Китая: Поднебесная 19 раз становилась лидером.

...Какими бы ни были оргвыводы, если таковые последуют, в матцентре лицея # 239 гнут свою линию. У них традиция – приглашать выпускников центра стать в нем преподавателями. Так было с Перельманом и Смирновым. Так будет и с Александром Кузнецовым, который уже в августе по предложению Сергея Рукшина поедет в качестве преподавателя в летнюю математическую школу лицея. А с начала учебного года примет участие в наборе новых кружков. И, к слову, будет учиться на бакалавриате матмеха СПбГУ на программе, возглавляемой другим учеником Рукшина – Станиславом Смирновым.

Да, и в утешение – с того же министерского сайта: с Международной физической олимпиады наша команда привезла четыре «золота» и одно «серебро».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook