Прогрессивные люди

Каковы успехи миссии «Новые горизонты» в изучении Плутона; почему Нобелевку по физике в этом году дали именно за изучение нейтрино; зачем нужна психотерапия? Эти вопросы – из программы научно-образовательного проекта «Прогресс-Школа». На бесплатных лекциях о современном состоянии той или иной науки собирается аудитория разновозрастная и разномастная. С одним из инициаторов проекта — физиком Кириллом ПОЛОВНИКОВЫМ (соорганизатор – Вячеслав Кучкаров) мы беседовали о том, чего ради все это затеяно.

Прогрессивные люди | Лекции «Прогресс-Школы» открытые, но нужно регистрироваться предварительно: чтобы желающих не оказалось больше, чем мест.<br>ФОТО предоставлено «Прогресс-Школой»

Лекции «Прогресс-Школы» открытые, но нужно регистрироваться предварительно: чтобы желающих не оказалось больше, чем мест.
ФОТО предоставлено «Прогресс-Школой»

– Кирилл, как начинался проект? Собрались молодые ученые: «Ребята, давайте проводить лекции»?

– Проект начался еще в Томске – там я закончил Политехнический университет, семь лет был научным сотрудником и преподавал. Переехав в Петербург, мы просто продолжили начатое.

Изначально было так. Знакомые регулярно задавали мне вопросы на «физические» темы – как происходит то, почему происходит это, и пришла мысль: собрать всех и прочитать курс по физике. Он был полузакрытый – для друзей, знакомых, знакомых знакомых, и вот среди «знакомых знакомых» оказался историк. Его такой формат впечатлил, он предложил прочитать курс истории, а поскольку у историка оказался друг-биолог, то последовал курс биологии...

Ну и через некоторое время пришла идея: почему бы все курсы не собрать в один проект? Его и назвали «Прогресс-Школой», и она уже была открыта для всех, кто интересуется наукой. Тогда, в 2011-м, мы за две недели провели семь курсов, интенсивом: каждый будний день с семи до десяти вечера, а в субботу – с утра до вечера. По семи дисциплинам, от физики до философии.


– На петербургских лекциях очень разнообразная аудитория: большинство – молодежь, но есть и дамы пенсионного возраста, и мужчины лет пятидесяти.

– К нам даже детей приводили, лет десяти – двенадцати. И это актуально: такие лекции могут быть частью профориентации.


– Какие лекции пользуются большей популярностью, а какие меньшей?

– Не знаю, как у других, – у нас больше людей приходят на технические курсы, чем на гуманитарные. Из гуманитарных, наверное, психология самая популярная дисциплина.


– Как лекторов отбираете?

– Это должен быть, во-первых, грамотный специалист, во-вторых, интересный рассказчик. Часто это знакомые или «по рекомендации». Мы не ставим жестких рамок, как в университете: лектор сам выбирает темы и материал. Все курсы «Прогресс-Школы» – авторские.


– Те лекции, которые я слушала, читали молодые ученые – им и тридцати нет. Но ученые в возрасте авторитетнее выглядят...

– Мне самому 31. Остальным – 25 – 30, это лекторы курсов. Но, например, одну из лекций по физике читал Александр Сергеевич Чирцов, профессор ИТМО, бывший декан физфака СПбГУ. Очень интересный рассказчик. Вообще молодых лекторов у нас процентов 65 – 70.


– У проекта есть какая-то миссия вроде «Просвещение! Образование!» или вам просто дико интересно это делать?

– Если бы это было неинтересно, мы бы этим не занимались. Но есть и, как вы сказали, миссия. Мне как физику досадно, когда науку, которой я занимаюсь, используют шарлатаны. Фразой «ученые доказали» в телепередачах прикрывают чушь про рептилоидов и инопланетян – сейчас в некоторых академических институтах даже есть официальная бумага: ни при каких обстоятельствах не давать интервью таким-то СМИ. И списочек.

Мне бы хотелось, чтобы вокруг меня были образованные и здравомыслящие люди – я им могу помочь «по физике», могу организовать лекции по биологии, где расскажут, в частности, что страшилки про ГМО фактами не подтверждаются.


– А как вообще отличать науку от чуши?

– Прежде всего нужно знать базовые принципы наук. Это несложно. Сложность возникает, когда начинаешь производить расчеты, количественные оценки и прочее.

Или можно подстраховаться, пользуясь только проверенными источниками. Сайт «Элементы.ру», когда-то созданный фондом «Династия», и после закрытия фонда продолжает работать благодаря волонтерам. Там в чем особенность: научное рецензирование каждой публикации. И по каждой можно задать вопрос, и ученые на него ответят. Или сайт о науке N+1. Если говорить о научно-популярной литературе... Недавно ученые, которые имели к «Династии» отношение, создали фонд «Эволюция» – книгам и мероприятиям, поддержанным этим фондом, тоже можно будет доверять.


– Принято говорить о нынешней необразованности молодежи, но научно-популярные мероприятия сейчас в моде – проводятся неформальные лекции, сайенс-слэмы, такие «битвы» молодых ученых...

– Молодежь, думаю, наукой всегда интересовалась, другой вопрос, что еще лет 10 назад не было мест, где можно было этот интерес неформально реализовать.

Что касается образованности – да, с годами уровень абитуриентов все ниже, но это связано и с тем, что количество школьников, поступающих в университеты, увеличилось в разы: в советское время 20% класса поступали в институты, сейчас почти 100% считают обязательным для себя поступить в вуз, потому что высшее образование стало такой «справкой о нормальности». Хотя высшее образование на то и высшее, что не для всех.


– Лекции проводятся в разных местах, то есть своего дома у «Прогресс-Школы» нет?

– Площадки нам предлагают просто «по дружбе»: мы сотрудничаем с ИТМО, с Информационным центром по атомной энергии. В креативное пространство «Ткачи», где обычно проходят художественные, театральные или бизнес-мероприятия, мы вообще попали потому, что тамошняя публика попросила организовать «что-нибудь интеллектуальное». А тут как раз мы.


– А в Томске-то как с лекциями? Вы же уехали.

– Насколько мне известно, другие ребята там организуют научно-популярные лекции, просто немножко в другом формате.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5601) от 08.12.2015.


Комментарии