Профессионал «под ключ»

Похоже, это глобальная, во всяком случае общеевропейская, проблема: далеко не все молодые кадры способны сразу начать эффективно трудиться. Слишком уж велик разрыв между теоретической подготовкой выпускника и его профессиональными навыками.

В результате новичка приходится доучивать прямо «на ходу», что совсем не выгодно работодателям. Каков же выход из положения? Об этом и говорили на прошедшей в нашем городе международной конференции «Интернационализация профессионального образования». Тема одного из секционных заседаний форума так и была обозначена – «Обучение на рабочем месте. Опыт, проблемы, перспективы».

Профессионал «под ключ» | Наставник и ученик: обучение в совместном труде всегда было правилом в ленинградской промышленности.<br>ФОТО Василия ЛОГИНОВА (из архива редакции)

Наставник и ученик: обучение в совместном труде всегда было правилом в ленинградской промышленности.
ФОТО Василия ЛОГИНОВА (из архива редакции)

Нам, россиянам, полезным оказался опыт северных соседей. Раймо Сивонен, директор колледжа – победителя конкурса среди учебных профессиональных заведений Финляндии, рассказал о том, что с каждым из 4000 студентов обязательно проводится индивидуальное собеседование, во время которого выясняется, как сам учащийся определяет задачи своего обучения. Специалисты оценивают, обладает ли человек способностями, которые позволяют ему достигнуть поставленной цели, насколько они соответствуют требованиям работодателей. После этого студента направляют на практику на такое предприятие, где он сможет проявить их в полной мере и приобрести необходимые практические навыки.

Важно, что за качеством его обучения следит как преподаватель колледжа, так и соответствующий специалист, выделенный предприятием. Цель наставников в том, чтобы подопечный после окончания учебы стал конкурентоспособным специалистом на рынке труда. И даже после того как выпускник трудоустроился, колледж продолжает следить за его трудовой деятельностью, предлагает своему бывшему студенту периодически обновлять знания и снабжает его соответствующими пособиями.

Надо ли заново «изобретать велосипед»? Может быть, стоит вспомнить хорошо забытое старое? Этими вопросами задался профессор эстонского Университета предпринимательства Ханон Барабикер. И убедительно ответил на них, ссылаясь на исторические примеры российских технических университетов начала XX века.

Обучение в них было построено таким образом, что уже на втором курсе студент был обязан на практике и в полном объеме освоить ту или иную рабочую профессию. Требования к практическим занятиям предъявлялись очень строгие. Зато студент, которому по каким-либо причинам надо было срочно начать зарабатывать, имел возможность свободно трудоустроиться на промышленное предприятие. На следующих курсах студент получал квалификацию специалиста среднего звена и тоже мог, не оканчивая полного университетского курса, идти работать. Когда же обстоятельства изменялись, временно прервавший учебу студент имел право восстановиться в университете.

Эта система была благом не только для конкретных молодых людей. Выпускник с дипломом инженера был, как правило, профессионалом высокой квалификации, который отлично владел как теоретическими, так и практическими знаниями – мог работать на всех станках и при необходимости заменить обслуживающих их рабочих. Такая подготовка гарантировала молодому специалисту непререкаемый авторитет в любом производственном коллективе. Восстановление этих важных утраченных вузами традиций – неотложная задача современного профессионального образования, считает наш эстонский гость.

О том, что качество подготовки рабочих кадров не соответствует запросам реального сектора экономики, говорил заведующий центром дополнительного образования петербургского колледжа строительной индустрии и городского хозяйства Дмитрий Басовский. Один из путей решения этой проблемы – внедрение элементов дуального образования, когда в учебном процессе совмещаются и теоретическая и практическая подготовка, а молодые люди одновременно учатся сразу в двух местах – в училище и на производстве.

Дуальное обучение лежит в основе немецкого профобразования, где широко развит институт наставничества и гарантировано активное участие бизнеса в подготовке кадров. В Германии оно введено в рамки законодательства и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.

Эта система перекликается с весьма успешно действовавшим во времена СССР институтом наставничества, когда ученик «прикреплялся» к конкретному мастеру, который обязан был научить его тем практическим навыкам, которыми владеет сам. Наставничество было в почете. Наставниками становились профессионалы, достигшие в своей области больших успехов, например, мастера, удостоенные почетного звания «Герой Социалистического Труда». Такая система подготовки рабочих кадров себя полностью оправдывала, что подтверждают и серьезные производственные достижения того периода.

Однако, отметил эксперт, предприятия современного сектора экономики, которым в дуальном образовании отводится центральная роль, пока недостаточно мотивированы к вложению средств в образование своих потенциальных будущих сотрудников, мало заинтересованы в инвестировании в собственные трудовые ресурсы. Работодатель хочет получить хорошо подготовленного профессионала, не прилагая к этому никаких усилий и не неся никаких материальных затрат. Но молодой специалист не может предстать перед ним «по щучьему велению», его надо, образно говоря, «выпестовать». Реальный же сектор экономики слишком долго раскачивается. Возможно, необходимы какие-то законодательные инициативы, которые подтолкнули бы руководителей предприятий.


МЕЖДУ ТЕМ

Несмотря на то что подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в стране занимаются свыше 2000 учебных заведений, где по программам среднего профессионального образования обучаются около 2 млн 800 тыс. студентов, нехватка таких специалистов продолжает расти и в некоторых отраслях экономики РФ составляет от 50 до 70%.

По данным опроса исследовательского ресурса W-City.net среди крупнейших рекрутинговых и аутсорсинговых компаний, число вакансий на среднеспециальный и низкоквалифицированный персонал нынешней осенью выросло на 10%, или на 200 000 позиций. «В основном растет спрос на рабочие профессии в транспортной и строительной отраслях: несмотря на кризис, компании и предприятия этого сектора достаточно загружены, динамично развиваются и испытывают кадровый голод. Причем речь идет как о трудоустройстве на постоянной основе, так и о временных вакансиях и вахтовых работах, связанных с производственными циклами, – уточняет эксперт рынка труда, глава аутсорсинговой компании «СТС Групп» Николай Рыжков. – Наиболее востребованными и даже дефицитными сегодня являются такие рабочие профессии, как машинисты бульдозера, экскаватора, автокрана, погрузочной машины, слесари-ремонтники, водители, квалифицированные штукатуры, бетонщики, маляры, плотники, каменщики, облицовщики-плиточники, арматурщики».

В соответствии с реалиями кризиса национальный рынок труда продолжает трансформироваться и подстраивается под новые вызовы – потребность экономики в среднеспециальных и рабочих кадрах постоянно растет и сегодня уже в три раза выше, чем в высококвалифицированных специалистах.

Молодежь начинает осознавать, кто имеет высокие шансы на трудоустройство и достойную заработную плату. Как следствие – этой осенью существенно вырос конкурс на рабочие специальности в профессиональных училищах и колледжах.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5606) от 15.12.2015.


Комментарии