Прочь с дороги, «малыш»!

Конкурентные войны на рынке пассажирских автоперевозок – явление не новое. Представители разных автоперевозчиков, борясь за пассажира, то прокалывают друг другу шины, то поджигают «вражеские» автомобили, то идут стенка на стенку с применением травматического оружия. Смотрим мы на это без лишних эмоций – мол, дикий рынок, что с него возьмешь. Придут государевы люди, разберутся и раздадут всем сестрам по серьгам. И вот, поздравляю вас, похоже, государевы люди сами в теме! Вопреки всем уверениям о поддержке малого бизнеса. Подтверждением тому – история с автотранспортной компанией ООО «САЛЮТ».

Прочь с дороги, «малыш»! | Иллюстрация Kesu /shutterstock.com

Иллюстрация Kesu /shutterstock.com

На рынке она с ноября 2014 года. Заняла довольно интересную и тогда еще не очень освоенную нишу – такси повышенной вместимости. Взяла в аренду 20 новеньких машин класса «мини-вэн» вместимостью 7 – 8 человек и довольно быстро раскрутилась.

Услуга оказалась востребованной. К тому же, как уверяют руководители компании, они стараются работать строго по закону – если появляются к ним какие-то мелкие претензии у Гостехнадзора, недостатки тут же устраняются.

Но жить долго и хорошо у нас, увы, удается далеко не всем. 19 марта прошлого года такси фирмы привезло 8 пассажиров из Колпина к станции метро «Купчино». А там его неожиданно тормознул сотрудник ГИБДД. Он забрал у водителя документы, сказав, что отдаст их сотрудникам транспортного комитета. После чего в салон вошли двое мужчин в штатском – один сел на заднее сиденье, другой рядом с водителем.

«Гости» явно не подумали о том, что в машине работает видеорегистратор. А он был, и к тому же весьма продвинутый – двусторонний. То есть фиксирующий не только ситуацию перед лобовым стеклом, но и обстановку в салоне. Таким образом, четко зафиксировался номер машины, из которой выходили «гости», а также то, как они разговаривали с водителем.

Стиль их поведения был весьма примечателен. Вот так, товарищи, у нас оказывается ведется борьба за торжество закона! Мужчины в штатском (потом к ним присоединились еще две женщины) не здороваются, не представляются, не предъявляют никаких документов. Сразу приступают к допросу. Причем в «добрых» отечественных традициях – хамовато, высокомерно, «выкручивая руки».

Водитель – человек кавказской внешности – явно деморализован. Его «давят» по полной, хотя аргументов у «гостей» немного. Они пытаются доказать, что он работает не на такси, а на маршрутке, но нарушает положенный регламент ее работы. Кроме слов, у проверяющих ничего нет, водителя очевидно «берут на понт». Предъявленные документы, однако, оказываются в полном порядке – машина используется как легковое такси, есть соответствующая лицензия, договор аренды и т. д. Но «расследование» продолжается: у водителя спрашивают, где он живет, когда проходил медицинское освидетельствование, как оформлен трудовой договор, куда он сдает деньги и сколько зарабатывает...

«Гости» удаляются к себе в машину, что-то долго там обсуждают, потом возвращают водителю документы, один из них зачитывает ему протокол и предлагает подписать. Уезжают, естественно, не попрощавшись. Вся «операция» заняла два с половиной часа.

В этот же день на том же месте аналогичному допросу подверглись еще два водителя данной фирмы. Они, правда, были похрабрее и ничего подписывать не стали. Но нервы им потрепали изрядно. После случившегося они сразу вернулись на базу и были настолько выбиты из колеи, что врачи на линию их больше не выпустили. Никаких последствий этих проверок, однако, для фирмы не наступило – ни протоколов об административных правонарушениях, ни претензий от каких-либо официальных инстанций. Ничего!

Более того, ни одна инстанция не подтвердила свою причастность к данным акциям. По косвенным признакам руководство фирмы заподозрило, что их могло проводить Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (МУГАДН). Но и оно открестилось – мол, знать ничего не знаем. Неудивительно – данное управление ведает пассажирским автотранспортом вместимостью более 8 человек, и легковое такси в сферу его компетенции не входит.

Оставалось предположить, что так дают о себе знать конкуренты, которым не в меру активный перевозчик чуть-чуть подпортил жизнь. Предположения скоро переросли в уверенность. Начались странные происшествия на дорогах.

– Автобусы нескольких фирм-перевозчиков, – заявляет бывший генеральный директор ООО Евгений Чертков, – объявили нашим машинам настоящую войну на дорогах. Их жестко подрезали, «щемили» к обочине, выталкивали на полосу встречного движения.

Можно, конечно, этому не верить, усмотрев в подобных рассказах лишь повышенную мнительность обиженных людей. Но вот опять же запись бесстрастного видеорегистратора. Автомобиль, на котором он установлен, идет на обгон автобуса маршрута # 18а. И вдруг этот автобус резко виляет носом влево, как будто пытаясь выдавить такси на встречку. Таксист тормозит, потом делает новую попытку обгона. И автобус повторяет опасный маневр.

За короткое время машины фирмы «отметились» в большом числе незначительных ДТП по вине (это зафиксировано протоколами ГИБДД) различных пассажирских автопредприятий города. Генеральный директор фирмы Юрий Горшков обратился с официальным письмом в МУГАДН, приложив к нему жалобы на действия водителей данных предприятий, указанные протоколы и материалы видеофиксации.

«Водители пассажирских автобусов (далее следуют названия фирм. – М. Р.), – писал он, – умышленно создают очень опасные ситуации, создающие угрозу жизни и здоровью других участников дорожного движения, пассажирам своих автобусов, водителям и пассажирам легковых такси, проявляют попытки физической расправы с водителями ООО «САЛЮТ» (свидетельствующий об этом весьма жесткий разговор также попал в объектив видеорегистратора. – М. Р.). Неофициально водители пассажирских автобусов... «ведут борьбу с конкурентами» – таксистами. Делают это либо с попустительства, либо по прямому указанию своих руководителей».

Каких-либо ответов от МУГАДН (во всяком случае до последнего времени) Горшков не получил. Зато сотрудники данной организации начали активно проверять машины фирмы. Теперь уже вполне открыто, представляясь и демонстрируя документы. При этом пассажиров высаживали, водителя на несколько часов отрывали от работы, что наносило фирме немалый материальный ущерб. «Выхлоп» от этих акций для проверяющих, однако, был нулевой.

Но 5 февраля в ходе одной из таких проверок машину арестовали и отправили на спецстоянку для грузового и автобусного транспорта. За что – непонятно. В протоколе ареста о каком-либо нарушении не говорится. А 9 февраля машину вернули. Из письма начальника управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ю. Н. Нежемлина на имя Ю. А. Горшкова становится понятно, что задерживали на основании ст. 14.1.2 КоАП РФ – «осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». Но... дело прекращено «в связи с отсутствием фактов, подтверждающих совершение данного правонарушения». То есть лицензия все-таки была, но проверяющий ее почему-то не увидел.

И дальше следует совершенно роскошный вывод: «На основании изложенного фактов нарушения действующего законодательства в действиях должностных лиц Северо-Западного МУГАДН не усматривается».

Это как, извините, понимать? Государевы люди имеют право останавливать на улице любую машину, под непонятным предлогом ее задерживать, отправлять на спецстоянку и не нести за это никакой ответственности?!

Как заверил представляющий интересы ООО адвокат Евгений Чепурной, ущерб, понесенный фирмой в связи с вынужденным четырехдневным простоем автомобиля, исчислен, и соответствующий иск в ближайшее время будет подан в арбитражный суд.

Однако проблема интересна уже в общем плане. С высоких трибун мы постоянно слышим слова о необходимости создания максимально благоприятного климата для развития малого и среднего бизнеса. Но реальная жизнь демонстрирует совершенно иную картину. Создается впечатление, что «малышей», наоборот, стремятся целенаправленно «снимать с пробега» в угоду «большим». И, похоже, не без помощи представителей государства.

P. S. Когда материал готовился к публикации, автор этих строк получил пояснения от МУГАДН, которые, по правде сказать, не вызывают ничего, кроме недоумения. Замначальника управления В. Ю. Иванов сообщает: «Контроль за работой предприятий таксомоторного транспорта входит в полномочия Северо-Западного межрегионального УГАДН в соответствии с положением об управлении, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1.02.2013 г. # АК-144фс. Осуществление контроля за работой автотранспорта на линии определено п. З ст. 6 федерального закона # 259-ФЗ от 8.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» путем проведения плановых (рейдовых) мероприятий по контролю».

Открываю данный приказ и вижу, что, в соответствии с его п. 6.2, МУГАДН «осуществляет... лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», то есть машины указанного ООО под его юрисдикцию не подпадают.

Закон # 259-ФЗ информации дает еще меньше – его статья 6 называется «Путевые листы» (как говорится, ни пришей ни пристегни), а пункта 3 в ней... нет вообще.

Далее г-н Иванов пишет: «В связи с наличием в действиях ООО «САЛЮТ» признаков недобросовестной конкуренции материалы его перевозочной деятельности были направлены в управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области. По результатам рассмотрения материалов УФАС по Ленинградской области выдало ООО «САЛЮТ» официальное предупреждение о прекращении осуществления им пассажирских перевозок по трассе автобусного маршрута # 18-К».

Данное предупреждение в распоряжении редакции имеется. И оно не содержит ни одной ссылки на какие-либо официально задокументированные случаи задержания машин ООО, нелегально исполняющих роль маршруток. Как клятвенно уверяют руководители ООО, таких случаев просто не было. Машины содержат всю необходимую атрибутику такси: колпаки и маркировку «клетка», и их при всем желании никак нельзя спутать с маршруткой. Зачем же государственные мужи, что называется, мутят воду? Остается только догадываться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (5702) от 17.05.2016.


Комментарии