Проблему заморозят

Если все получится, как задумано, то будущим летом к острову Котлин пришвартуется «Арктика». Не вся полярная область, естественно, а легендарный атомный ледокол, первым из надводных судов достигший Северного полюса. Он может стать филиалом Музея Арктики и Антарктики. При этом сам музей из здания единоверческой церкви на улице Марата переезжать не спешит.

Проблему заморозят | ФОТО Арсения КОСЦОВА

ФОТО Арсения КОСЦОВА

Тяжба между музеем и церковным приходом за здание собора длится уже много лет, сейчас наступил период очередного обострения.

– Однако мы надеемся, что на какое-то время теперь все успокоится, – заявил директор Музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский. – «Росимущество» в мае уже во второй раз отклонило заявку епархии на возвращение здания в лоно церкви. Так что время у нас есть, даже в самом плохом случае музей на Марата будет работать еще 8 – 10 лет. Но мы надеемся на лучшие перспективы. Полярники сдаваться не привыкли.

Проблема понятна. С одной стороны, музей занимает здание церкви с 1931 года, его знают и любят не только горожане, но и многие люди в стране – и верующие, и неверующие. С другой стороны – есть закон, по которому церковная недвижимость возвращается епархии, причем в заявительном порядке. И все же к заявке должно быть приложено «охранное обязательство» – документ, гарантирующий, что приход сможет и содержать, и ремонтировать здание.

С этим у единоверцев проблемы. Приход небольшой, в нем несколько десятков человек. Понятно, что им содержание собора не потянуть. Единоверцам выделили несколько лет назад помещение, тоже на улице Марата, площадью 150 кв. метров, так им даже коммунальные услуги сложно оплатить. Без внешней помощи финансов под охранное обязательство им не собрать, а без этого «Росимущество» заявку на возвращение здания не удовлетворит. Но, как известно, неисповедимы пути Господни.

Месяц назад директор музея опубликовал открытое письмо к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию под заголовком «Благословите музей Арктики». От митрополита ответа не получил, а в пресс-службе епархии сказали, что грех благословлять не будут. Грехом там называют использование церковного имущества не по назначению.

Что будет дальше, поживем – увидим, а пока у Виктора Боярского грандиозные планы по организации филиала музея на острове Котлин. Планируется перегнать сюда атомный ледокол «Арктика», известный тем, что в 1977 году он впервые прорубил путь во льдах прямо до Северного полюса.

С тех пор ледокол еще не раз достигал полюса, причем не только с исследователями, но и туристами, в том числе иностранными, которые, конечно же, поражались мощи нашего атомного флота. Сейчас «Арктика» уже выведена из эксплуатации и находится на «холодном отстое» в Мурманске. Ждет, когда ее будут «распиливать на иголки».

Полярники считают такой конец судна крайним неуважением к покорителям северных просторов. Вот и предлагают превратить ледокол в музей. Кроме того, там же, в Кронштадте, хотят переоборудовать уже заброшенный сухой док под музейный комплекс, а все вместе – ледокол и док – в филиал Музея Арктики и Антарктики.

Планы красивые, но их реализация упирается в проблемы финансирования. Деньги для всего этого требуются немалые. К примеру, сейчас музей на улице Марата кроме собственных заработанных средств обходится государственными субсидиями 12,5 миллиона рублей в год. А только на содержание ледокола «Арктика» – как музейного экспоната и тренажерного комплекса для курсантов морских училищ – потребуется 80 миллионов рублей. Много это или мало? Судите сами. Сейчас у нас многое оценивается зарплатой бразильского легионера в футбольном клубе «Зенит» – Халка. Не отошел от этой традиции и Виктор Боярский, сообщив, что содержание ледокола обойдется в пол-Халка.

Впрочем, это далеко не все деньги, которые будут нужны для претворения планов музея в жизнь. Для передислокации «Арктики» из Мурманска к острову Котлин и переоборудования судна для музейных целей нужен миллиард рублей.

– По федеральной программе утилизации отслуживших свой век судов и кораблей атомного флота на «распилку» ледоколов «Арктика» и «Сибирь» выделяется 2,3 миллиарда рублей. Разумнее, на мой взгляд, потратить часть этих денег не на утилизацию, а на то, чтобы дать знаменитому ледоколу, головному в серии мощных атомных судов, вторую жизнь, – отметил Виктор Боярский.

– Мы уже составили, пока на общественных началах, концепцию проекта музейного комплекса на Котлине, – сообщила архитектор, руководитель одной из архитектурных мастерских города Валерия Куцебо. – Если будет финансирование, проект сможем подготовить в течение полугода, а на его воплощение, опять же при наличии финансирования, уйдет не более двух лет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (5500) от 15.07.2015.


Комментарии