Про котов и про людей

Никогда не верьте людям, если они чего-то недоговаривают. Вот и нам как-то раз предложили взять котенка – при этом он был описан как «получерный, полупушистый». На невнятной фотографии мобильного телефона юный кот и впрямь выглядел безобидным серым комочком, обещавшим вырасти в дымчатого красавца.  На деле же это самое «полу» со временем полностью нивелировалось, и мы получили абсолютно гладкого «базальтового» зверя цвета беззвездной ночи с ярко-желтым хищным взглядом и совершенно не кошачьим интеллектом. О том, какие чудеса сообразительности проявил этот комнатный монстр, я и хочу рассказать.

Про котов и про людей | РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

Как вы яхту назовете

Когда приносишь в дом животное, в частности котенка, всегда встает проблема с выбором имени. Кто-то голосует за Фаню или Мусю. Оппозиция железной рукой выдвигает свои варианты: Меркуцио или Робеспьер.

Находятся и вовсе сторонники радикальных идей. У моих знакомых кота звали Контрол-альт-делит из-за постоянной привычки «зависать», когда его гладят. А одна выпускница биологического факультета окрестила свою кошку Чомгой, «потому что она большая поганка». Разумеется, хозяйка имела в виду не гриб, а птицу большую поганку – именно ее орнитологи называют чомгой. Кстати, трехцветная окраска кошки действительно напоминала птичье оперение...

Лучше всего, конечно, давать короткое (чтобы не пришлось укорачивать), емкое (все-таки кот, а не морская свинка) имя, которое выстраивает в голове сложный ассоциативный ряд и дает гостям повод для всевозможных догадок и научных спекуляций. Имя Черри как нельзя лучше подходило для нашего нового члена семьи: во-первых, звучит по-иностранному, во-вторых, соответствует «получерному» окрасу, да и вообще, какая-то чертовщинка присутствует во внешности невинного отпрыска.

Опасный интеллектуал

Охота за головами – удел работодателей, а порядочному коту положено охотиться за ногами. Но как это сделать, если на фоне светло-коричневого линолеума ты заметен для потенциальной жертвы? Услышав доносящийся из коридора истошный мамин крик, я поняла, что Черри это удалось.

Оказывается, мама проходила мимо одного из брошенных в спешке на пол полиэтиленовых мешков – он был черного цвета, – и вдруг тот неожиданно ожил и хищно на нее напрыгнул. Стоило маме дать отпор нападавшему, Черри вновь занял исходную позицию – распластался на черном полиэтилене и закрыл глаза. Остается загадкой, как двухмесячный котенок сообразил, что если лечь именно на черный пакет, то сделаешься невидимым.

Списать все на врожденные инстинкты было бы некорректно. Ведь мимикрия – биологическая маскировка – и связанное с ней поведение, как и всякий продукт эволюции, отбираются на уровне сотен тысяч и даже миллионов поколений. А среди предков домашней кошки черные особи (меланисты) являлись и являются большой редкостью. Дикие предки наших друзей – степные (ливийские) коты, обитатели пустынь Африки и Азии – обладают полосатой «помоечной» окраской.

Гордость и предубеждение

Сбрасывать вниз все, что не выдерживает критики, является излюбленным методом решения кошачьих проблем. Черри прибегал к нему повседневно. Ярким примером тому служила розовая пластиковая лейка для поливки цветов. Кот пробирался к лейке всякий раз, как только она оказывалась на кухонном буфете, и методично подталкивал к краю, пока та не летела вниз.

Жестокие хозяева в моем лице воспользовались данной особенностью, чтобы провести серию экспериментов над интеллектуальными возможностями бедного котика.

Сперва лейка была воткнута вместо крышки в декоративный чайник, украшавший буфет последние лет двадцать. Черри решил задачу моментально: просунул лапу через ручку, поднял лейку из чайника и стряхнул с лапы «за борт».

Во втором опыте я запихнула лейку в банку с водой «носиком вниз». Черри надавил на нее снизу – лейка легко выскользнула наружу.

После чего я пошла на запретный прием: попросту привязала лейку тонкой шерстяной нитью к гвоздику, торчащему позади буфета. Кот моментально заметил подвох. Не сделав ни единой попытки скинуть лейку с буфета, он показал спину и удалился. Я тогда думала, что одержала над ним победу. Но уже через пятнадцать минут лейка с грохотом врезалась в противоположную стену кухни – обрывок нитки на ее ручке ясно свидетельствовал, что коту таки удалось перегрызть нить. А еще минут через двадцать за ней последовал и декоративный чайник.

Таким образом Черри одновременно наказал меня за перенесенное унижение и лишил орудия для проведения новых экспериментов.

Кто кого умнее

Великий специалист по поведению животных Конрад Лоренц писал, что кошки отличаются от собак неумением притворяться. Но Черри и здесь не посчитался с постулатами зоологической науки.

Как-то мне пришлось согнать кота с кухонного стула, чтобы занять стул самой. Просто стряхнув его на пол, можно было нанести гордому зверю серьезную обиду. Я сманила его волшебным словом «витаминка» – Черри их обожал. Однако, угостившись, он обнаружил, что его место бесстыдно заняли.

Он немного походил по кухне и попросился на выход. Ничего не поделаешь, придется открыть коту дверь. Пока я поворачивала дверную ручку, он начал обходить меня со спины, чтобы не оказаться между открывающейся дверью и стенкой. По крайней мере так я подумала в первый момент. Но когда я распахнула дверь и обернулась, то обнаружила, что кот лежит на стуле, моем стуле, в излюбленной позе – на спине, раскинув лапы в стороны, и громко урчит. Похоже, он и не собирался покидать кухню и, попросив открыть дверь, успешно (и также без применения насилия) провел меня!

Секретное оружие

Единственный, хотя и не совсем безобидный, инструмент для управления котами, перед которым бессилен даже кошачий гений, – опрыскиватель для комнатных растений. Конечно, прибегать к нему стоит лишь в крайнем случае – например, когда кот никак не извлекается из-под дивана.

К слову сказать, не только домашние кошки не жалуют воду – серия забавных экспериментов, проведенных в одном из американских зоопарков, показала, что рыси, леопарды, оцелоты, сервалы даже за пищевое вознаграждение не торопятся забраться в тазик с водой. А пумы и вовсе предпочли этот тазик перевернуть и сгрызть, лишний раз подтвердив, что основной кошачий принцип – «избавляйся от всего непонятного в твоей жизни».

Возможно, этот принцип по-своему мудр. Но справляться со струей воды, бьющей из пульверизатора, ни один кот, к счастью, пока не научился. Интересно, что метод этот распространен по всему миру – когда я была в Новой Зеландии за семнадцать тысяч километров от дома, то имела возможность лично убедиться в том, что местные жители укрощают своих домашних тигров при помощи «злой прыскалки». И это, пожалуй, сильнее всего сближает нас с новозеландцами.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (8466) от 16.03.2016.


Комментарии