Приз Стеллы

Сидя в «Макдоналдсе», восьмидесятилетняя американка Стелла Либек по собственной неосторожности выплеснула горячий кофе себе на ноги. Получила ожог третьей степени 6% кожи. Потребовала от сети фастфуда возмещения расходов на лечение – 20 тысяч долларов. Там предложили сойтись на 800. И тут даме подвернулся ушлый адвокат, который развел судебное дело почти на два с половиной года и выбил-таки для госпожи Либек 640 тысяч долларов (в многочисленных пересказах сумма превратилась в 2 или даже 3 миллиона долларов, родив легенду о том, что судебные взыскания «за обиду» могут превратить нищих в миллионеров).

Приз Стеллы  | ФОТО kesu/shutterstock.com

ФОТО kesu/shutterstock.com

Какой гонорар он за это потребовал – неизвестно. Зато известно, что историю подхватили другие ушлые люди, специалисты PR, которые организовали всемирную «развлекуху» – Международную премию Стеллы. Ведь легендарный опыт госпожи Либек является примером для многих. Почти каждый год по всему миру клиенты страдают от горячего кофе, невнимательного персонала, неудобных и опасных кресел. И идут в суд за возмещением вреда. Все чаще случается такое и в России.

Вот свежий петербургский пример. Гражданка Д. просила Калининский районный суд взыскать упущенную выгоду и компенсацию морального вреда с компании «Алиталия. Итальянские авиалинии». Перевозчик, доставивший путешественницу в Венесуэлу, в течение пяти дней не мог найти ее багаж. Неустойка за опоздание, которую выплатили авиалинии, составила 14 тысяч рублей. Это не удовлетворило Д. Как следует из материалов дела, на несколько дней она осталась без вещей и ей пришлось по-быстрому прикупить кое-что из одежды и предметов гигиены. Всего на 450 долларов – около 30 тысяч рублей. В числе прочих вещей в багаже был фотоаппарат. Так что у путешественницы не было возможности сделать фото видов Южной Америки, которые, по ее словам, она могла бы продать и заработать примерно 35 тысяч рублей. Все это явилось причиной нравственных страданий, которые истица оценила в 400 тысяч рублей.

Калининский райсуд принял буквально соломоново решение: объявил, что Д. летала в Венесуэлу... по итальянским законам. Следовательно, защиты гражданских прав и компенсаций за страдания должна искать в итальянском суде.

Впрочем, и российские законы дают кое-какие возможности для взысканий денег за морально-нравственные страдания. В статье 151 Гражданского кодекса РФ сказано: «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда». Кривовато, конечно, сказано, но понять можно. Главная мысль: обиду можно перевести в денежные знаки и взыскать вместе с компенсацией материального ущерба (или после того).

Три года назад житель Волгограда У. решил воспользоваться этой возможностью. Он обратился в Красноармейский районный суд с иском к Федеральной пассажирской компании (дочерней структуре РЖД). Требовал сатисфакции за опоздание поезда Волгоград – Москва. Всего-то на 1 час 55 минут. Однако из-за этого семья У. претерпела множество всяких неприятностей. Опоздала на самолет Москва – Пекин. Пришлось тратиться на переоформление билетов на другой рейс. Как следствие, не успели и на следующий самолет, который должен был доставить семью из Пекина в Сямынь. Пришлось и там переоформлять билеты – еще расходы. В результате на решение транспортных проблем ушли деньги, которые семья намеревалась потратить на совсем другие цели. Пришлось выбрать гостиницу подешевле, отказать себе в хорошей еде и развлечениях. Родственники, естественно, остались без китайских сувениров.

У. насчитал около 50 тысяч рублей материального ущерба и 100 тысяч – морального.

Причиной задержки поезда, как выяснилось, была остановка у какой-то станции, где сломался железнодорожный светофор. Суд признал причину опоздания неуважительной. И удовлетворил иск. Правда, очень уж... частично. Первая инстанция взыскала в пользу У. 29 320 рублей. 10 тысяч из них – моральный вред. Еще 23 402 рубля суд велел железной дороге заплатить в казну в виде штрафа за отказ возместить У. расходы добровольно. Во столько суд оценил испорченный отпуск.

Надо сказать, что железная дорога не согласилась даже с этим. Пошла биться в суд дальше. Похоже, боялась прецедента. Но апелляционная инстанция лишь слегка подправила решение: штраф 23 402 рубля перевозчик заплатил не в казну, а в пользу пассажира. Просто вторая судебная инстанция учла постановление пленума Верховного суда РФ # 17 от 28.06.2012 года, в котором сказано, что штрафы за отказ добровольно оплатить клиенту моральный ущерб, должны идти не в бюджет, а в карман клиенту.

По ныне действующему законодательству, обиженный может требовать какой угодно денежной сатисфакции за нравственные страдания. Хоть миллион долларов. Чем именно он должен доказать заявленный объем своих страданий, в законе не говорится. Судьям дано право самостоятельно назначать (или не назначать вовсе) размер морального вреда и исходить при этом «из соображений разумности и справедливости». То есть из субъективных категорий. Возможно, поэтому сегодня все иски с требованием взыскать моральный вред завершаются либо ничем, либо частичным удовлетворением.

Но это вовсе не означает, что гражданам надлежит проглотить обиду. Как говорится, судитесь – и да примет суд вашу сторону. Хотя бы частично. Хотя бы так, как в истории гражданки А. из республики Марий Эл.

Несколько лет назад Волжский городской суд рассматривал ее иск к петербургской гостинице «Москва». В документах сохранилась эта леденящая душу история туристической поездки в северную столицу. Хотя на языке судейских бумаг она звучит как черный анекдот. Вот так: «при приеме пищи в ресторане данной гостиницы из-за неисправности места для приема пищи (в частности, стула) истица получила телесные повреждения в результате зажима фаланги среднего левого пальца между крышкой стула и металлической ножкой стула, представляющей из себя полую трубу».

В общем, дама серьезно прищемила себе палец. До крови. И никто из сотрудников отеля не пришел на помощь, не извинился, не посочувствовал. Ей даже не дали аптечку, чтобы перевязать или заклеить рану. Пострадавшая сама вызвала «скорую», которую, может быть, и не было нужды вызывать.

Из-за всей этой кутерьмы со стулом, пальцем и «скорой» истица не успела к назначенному времени в автобус, и группа туристов уехала в Петергоф без нее. А за эту экскурсию А., между прочим, уже заплатила 850 рублей. И вновь ей не только никто в гостинице не посочувствовал, но даже и не обратил внимания на растерянную женщину с забинтованным пальцем.

Туристка попросила суд обязать ответчика выплатить ей стоимость пропущенной экскурсии и сверх того – 50 тысяч рублей в качестве компенсации морально-нравственных страданий.

Суд счел доказанным тот факт, что А. морально пострадала. И постановил выплатить ей компенсацию... 7 тысяч рублей и стоимость экскурсии в Петергоф.

Тот, кто скажет, что не стоило возиться из-за такой малости, будет не прав. Судебный иск сам по себе уже является хорошей «плюхой» обидчику. А уж если суд обяжет его выплатить компенсацию, пусть даже копеечную!.. И ломаные стулья из ресторана будут убраны, и сотрудники станут полюбезнее. А что одному истцу назначают выплатить – 7 тысяч, а другому – 70, так это такая судебная «разумность и справедливость».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (5775) от 29.08.2016.


Комментарии