Приватизаторы права

Несколько лет назад в Стокгольме произошел любопытный случай. Пока король Швеции Карл XVI Густав и его дочь принцесса Мадлен обедали в одном из ресторанов в центре города, находившийся поблизости полицейский приклеил на лобовые стекла их машин (Карл XVI ездил на BMW, а Мадлен на Lexus) штрафные квитанции за неправильную парковку. Все штрафы (около $63 за каждую машину) были незамедлительно оплачены, а король пообещал в будущем самым внимательным образом смотреть на запрещающие знаки.

Приватизаторы права | Иллюстрация kesu/shutterstock.com

Иллюстрация kesu/shutterstock.com

Алкотестер не для «белых»!

Данная история для Швеции отнюдь не выглядит необычной, если вспомнить, что это страна с самой низкой в мире аварийностью на автомобильном транспорте. И один из факторов, обеспечивающих высочайшую безопасность дорожного движения, - непререкаемый, не имеющий изъятий постулат: НА ДОРОГЕ ВСЕ РАВНЫ!

А вот у нас новость про оштрафованного короля вызвала удивление. Нам-то, наоборот, понятнее и ближе мрачная ирония Джорджа Оруэлла: «Все звери равны, но некоторые равнее».

В очередной раз вспомнить сию классическую фразу россиян заставил недавно вступивший в силу приказ МВД РФ от 21 декабря 2017 года, который внес изменения в регламент действий сотрудников ДПС, контролирующих дорожное движение. Теперь они не могут направлять на медосвидетельствование представителей судейского корпуса, а также составлять в их отношении протоколы.

При наличии в действиях судьи признаков административного правонарушения (превышение скорости, выезд на встречку, опасная езда и т. д.) инспекторы должны описать ситуацию в рапорте, который необходимо передать вышестоящему руководству. А оно в свою очередь может перенаправить его в прокуратуру.

Отметим, что предыдущая редакция регламента была принята совсем недавно - 23 августа 2017 года. И в нем была статья 302, где специально отмечалось, что все ВИП-персоны (зарегистрированный кандидат на должность президента Российской Федерации, депутаты всех рангов, члены избирательных комиссий и т. д.) никакими преимуществами при совершении административного правонарушения не пользуются. В случае их задержания инспектор ДПС должен был составить протокол на общих основаниях и направить его в суд. Единственное исключение делалось для прокурорских работников.

Последнее находилось в полном соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации», где черным по белому написано: «Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления».

Разумеется, такой избирательный подход нравился далеко не всем. «Инспектор ГИБДД вообще ничего не сделает с пьяным сотрудником прокуратуры. Ведь представитель автоинспекции не сможет даже заставить прокурора пройти медицинское освидетельствование. В итоге у ГИБДД не будет никаких доказательств, что «лицо с особым статусом» было пьяным - прокурор протрезвеет и утром скажет, что все это было провокацией и подставой», - заявлял председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов.

Справедливости ради надо сказать, что до принятия предыдущей редакции регламента служители Фемиды тоже входили в круг «неприкасаемых» - ведь у них есть свой закон «О статусе судей», который обеспечивает их неприкосновенность.

Привлечь, например, к уголовной ответственности судью даже самого низшего ранга может только председатель Следственного комитета РФ с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации. Заключить его под стражу можно только с согласия Конституционного суда либо квалификационной коллегии судей по представлению председателя СК.

Избрать для судьи меру пресечения может только судебная коллегия в составе трех судей высшего судебного органа данного региона по представлению генерального прокурора. Аналогичный порядок - при привлечении его к административной ответственности. Скажем, за нарушение тех же Правил дорожного движения.

Пьяный, но независимый

Таким образом, неосторожно приравняв сидящих за рулем судей к другим участникам дорожного движения, в МВД просто забыли про их особый статус и теперь свою оплошность исправили.

Судьи пробыли обычными людьми всего три с небольшим месяца. Но даже за это короткое время они успели продемонстрировать, что ничто человеческое им не чуждо. Информация об их пьяных «подвигах» стала поступать изо всех уголков России (Питер, правда, этой дурной славы избежал).

12 ноября прошлого года в городе Азове Ростовской области нетрезвый судья на внедорожнике «БМВ» устроил ДТП, в котором пострадал ребенок, а потом, не стесняясь свидетелей, поменял номера на своей машине и уехал.

28 ноября судья Центрального райсуда Волгограда в пьяном виде устроила ДТП с пятью машинами. Через несколько часов после аварии она в сопровождении сотрудников ГИБДД отправилась в больницу. Анализ показал наличие у судьи в крови 1,1 промилле алкоголя.

Или вот недавний пример: 11 января этого года нетрезвый судья районного суда устроил аварию в Новой Москве. С выключенными фарами его «Вольво» выехал на встречную полосу, в результате чего произошло столкновение трех машин. Прибывшие на место ДТП сотрудники ГИБДД зафиксировали факт опьянения - судья «выдохнул» на 0,7 промилле.

И вот судьи могут вздохнуть спокойно - унизительной проверке на алкоголь их теперь подвергнуть невозможно. Однако, по мнению адвоката кандидата юридических наук Игоря Носкова, введенный запрет фактически означает, что отныне вообще нет легальных способов привлечь их к ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

«Ведь, чтобы доказать такой факт, надо провести медицинское освидетельствование. А пока рапорт сотрудника ДПС дойдет до уполномоченного органа - а это иногда не одна неделя, - проводить проверку в отношении судьи уже станет бессмысленно, поскольку все признаки алкогольного опьянения естественным образом пройдут, - объяснил Носков. - Даже если у сотрудника ДПС будет видеозапись, на которой слышно заплетающуюся речь судьи, это не будет достаточным доводом для привлечения к административной ответственности».

Формальные причины для появления «касты неприкасаемых» хорошо известны - законодатель хочет исключить какую-либо возможность давления на слуг закона. Узнать их собственное мнение по этому вопросу (как, впрочем, и по любому другому) практически невозможно. Судьи - люди закрытые и с прессой не общаются. Зато позволил себе высказаться полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский, который заявил, что данные привилегии необходимы для обеспечения независимого правосудия.

«Возможность составить протокол на судью и отправить его на медицинское освидетельствование, а еще лучше - просто указать, что он отказался от этого освидетельствования (ну, допустим, нет видеозаписи), - это возможность на судью надавить, - заявил он. - Судей отбирают очень и очень тщательно... Но это не дело постового милиционера контролировать судью. Поэтому, с моей точки зрения, как это ни парадоксально выглядит, но судейский иммунитет превыше всего».

Глушитель для судьи

Вопросы, конечно, возникают. И очень серьезные. Как в государстве, на уровне Конституции провозгласившем равенство всех перед законом, могут существовать некие выведенные из правового поля категории людей? И ведь, заметим, это именно те, которые призваны стоять на страже закона и, по логике вещей, должны быть, наоборот, поставлены в более жесткие рамки, чем остальные граждане.

«Кто что охраняет, тот то и имеет», - некогда грустно заметил сатирик. Что же, охраняешь закон - имеешь право его «приватизировать» и обратить в свою пользу? И почему-то мы должны верить, что именно таким образом обеспечивается достойная охрана наших прав. Судья, которому фактически разрешили ездить «под мухой», будет судить более справедливо? А «неприкасаемый» прокурор, которому принесут рапорт на этого судью, конечно, лишит его судейской мантии?

И вообще почему с давлением на судей и прокуроров нужно бороться только на дорогах? Они ведь не всегда за рулем сидят, а, бывает, ходят и по улицам, посещают магазины, поликлиники, культурно-развлекательные заведения, спортивные клубы и, не побоюсь этого слова, даже бани. Они водят детей в детские сады и школы. И везде (представляете, ВЕЗДЕ!) могут общаться с людьми и, значит, подвергаться риску давления.

А не создать ли нам для них и их близких специальные резервации, откуда слуг закона будут доставлять на работу на вертолетах или в бронированных лимузинах и так же отправлять обратно домой? Правда, ведь и в эти закрытые зоны можно будет позвонить по телефону или «проникнуть», используя иные современные каналы связи. И тоже надавить...

Или все же прекратить уже этот потешающий весь мир и нарушающий собственную Конституцию абсурд? Ведь как раз именно тому, кто выведен из-под действия закона, становится легче творить любые беззакония.

На памяти - ситуация двадцатилетней данности. Тогда в камере «Крестов» знакомился с материалами своего уголовного дела знаменитый криминальный авторитет Фима-Банщик. И в один прекрасный день оказалось, что вместо двух принесенных ему для прочтения томов он вернул хорошо изготовленные «куклы» с чистыми листами. В числе тех, кого заподозрили в пособничестве этой афере, был и адвокат, незадолго до того навещавший его.

Сотрудники РУБОПа вместе со следователями провели у этого адвоката обыск в квартире и на даче. И... нашли патроны от винтовки и приспособление для бесшумной стрельбы - попросту глушитель, обычно применяемый киллерами. Опера, естественно, «сделали стойку», но... оказалось, что жена адвоката - судья арбитражного суда. На тот момент она просто находилась в отпуске за границей и ничего об обысках не знала.

А когда узнала и куда надо об этом заявила, обыски тут же были объявлены незаконными. Все найденное с извинениями вернули, а в отношении оперов и следователей возбудили уголовное дело. Потом его, конечно, удалось замять (тем более что пособников Фимы нашли и посадили), но осадочек, как говорится, остался. Ведь на полном законном основании (!) оказались обрублены подходы к реальному уголовному делу, которое, возможно, могло бы вывести на серьезные преступления. Зато - о слава нашему законодателю! - неприкосновенность судьи была соблюдена.

Готовы ли вы, уважаемый читатель, испытать такую же радость, когда пьяный служитель Фемиды вылетит перед вами на встречку, а потом инспектор ДПС сделает ему «под козырек»?

#судьи #неприкосновенность #закон

Комментарии